Татьяна Александровна Васина
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей.
В нашем детском саду такая работа ведё тся по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое.
Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний.
К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести: анкетирование: «Готов ли Ваш ребёнок к детскому саду?», «Адаптация в группе» проведение опросов, беседы: «Режим - главное условие здоровья для малышей», «Гигиена одежды вашего ребёнка», «Поговорим о здоровье!», «Питание ребёнка летом» и др.
В группах нашего детского сада работают «Почтовые ящики». Каждый родитель может оставить в ящике письмо или записку с вопросом, пожеланием, просьбой, предложением и т. д. Ни одно письмо (даже анонимное) не остаётся без ответа.
2. Познавательное направление.
Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста
включает в себя: общие и групповые родительские собрания, индивидуальное консультирование. Воспитателями групп оформляются информационные стенды, папки-передвижки, лэпбуки, мини-буклеты на разные темы, касающиеся воспитания и развития детей.
Безусловно, главное место в работе с родителями занимают родительские собрания, которые требуют тщательной подготовки. Это самая традиционная и вместе с тем необходимая форма работы с семьей. Стараясь как-то разнообразить родительские собрания, сделать их интересными и познавательными, педагоги нашего детского сада используют различные нетрадиционные формы : родительские собрания в форме конференции, игры по темам конфликтных ситуаций, встречи в формате «вопросы и ответы»
Такие родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме позволяют родителям получить концентрированную педагогическую информацию по самым разным вопросам. Некоторые из них, как правило, носят дискуссионный характер, ответы из сухой информации переходят в заинтересованные обсуждения.
Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное и познавательное. С интересом относятся родители к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родительские собрания сближают, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
3. Досуговое.
Досуговое направление организации работы с родителями призвано устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
В нашем детском саду проводятся различные мероприятия, в которых родители не только зрители, но и участники: тематические выставки рисунков и поделок, театрализованные праздники и представления, спортивные соревнования, литературные вечера. Родители вместе с детьми участвуют в наших познавательных проектах, мастер-классах, викторинах.
Особое внимание мы уделяем народным фольклорным праздникам, так как в нашем детском саду помимо основной программы дошкольного образования реализуется и дополнительная программа по приобщению дошкольников к народным традициям «Горница». Дети, родители и педагоги с удовольствием водят хороводы на Масленицу, поют рождественские колядки, участвуют в осенних ярмарках и зимних посиделках.
Опыт работы с родителями показывает, что использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса.