Елизавета Елсукова
Совместный проект «Не играй с огнём!»
▼ Скачать + Заказать документы
Составили: Елсукова Елизавета Владимировна, Полякова Людмила Максимовна.
Актуальность и социальная значимость:
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит в нашей стране. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Вследствие этого, число детей пострадавших от пожаров возрастает с каждым годом, и это не может не вызвать тревогу.
Публикация «Совместный проект „Не играй с огнём!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В большинстве случаев дети попадают в пожароопасные ситуации, из-за неграмотности и недостаточности информации, отсутствие навыков безопасного поведения в различных ситуациях, в которых им трудно принять правильное поведенческое решение, во вторых, родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами (спичками, зажигалками, мало обучают навыкам правильного поведения в быту. Разрешение этой проблемы требует скоординированных действий педагогов и родителей.
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Паспорт педагогического проекта :
1. Тип проекта : познавательно - игровой,
2. По числу детей: групповой
3. По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
4. Участники проекта : воспитанники и родители воспитанников средней группы, воспитатели Елсукова Е. В, Полякова Л. М.
Направление развития проекта
Познавательно - речевое; социально- коммуникативное
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи проекта :
• формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожара.
• создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычку их соблюдения.
• способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно тушить пожар.
• расширить представления детей о профессии пожарного.
• воспитывать у детей желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, сильными, смелыми.
• привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Ожидаемый результат:
• повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
• овладение детей навыками правильных действий в случае пожара;
• сформированность устойчивых навыков самосохранения и навыков осознанного безопасного поведения;
• заинтересованность родителей данной проблемой и вовлечение их в процесс реализации проекта;
• оформление семейного фотоальбома "Моя дружная семья";
Первый этап - подготовительный
• определение целей и задач по организации проекта
• подбор художественной, методической литературы; игрового, дидактического и иллюстрированного материала для детей
• обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта;
• составление плана мероприятий
Второй этап – практический (реализация)
Третий этап – заключительный (итоговое мероприятие)
Формы работы с детьми
Формы работы Содержание
1. Организованно -образовательная деятельность. Приобщение к художественной литературе. Чтение стихотворения Н. И. Бунина "Листопад"
Изобразительная деятельность. Аппликация. Тема: "Красивые флажки";
2. Образовательная деятельность в режимных моментах. • рассматривание книг, картин, наглядно - дидактического пособия "пожарная безопасность", методического пособия "не играй с огнём!"
• рассматривание с детьми альбома: "пожарная безопасность".
• беседы:, "пожарный - профессия героическая", "причины возникновения пожара", "о пользе бытовых электроприборов и правилах пользования ими", "что делать при пожаре?", "как происходят пожары".
• приобщение художественной литературе: произведение К. Чуковского "Путаница", С. Маршак "пожар"; рассказы: Л. Толстой "Пожарные собаки", С. Михалков "Пожар";С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое";Б. Житков "Пожар в море", "Дым"; С. Михалков "Дядя Стёпа"; М. Кривич "где работает огонь".
С. Маршак "Мы - пожарные", "Спички детям - не игрушка", В. Нищев"Если сильно пахнет дымом", Я. Зильберг "Пожар".
• дидактические и настольные игры: "назови причины пожара", "средства пожаротушения", "выбери нужное", "четвёртый лишний", «сложи картинку», пазлы "пожар", лото "пожарная безопасность", "хорошо - плохо", "горит не горит"," Доскажи словечко", немой телефон".
• подвижные игры "огонь- дракон", "гори, гори ясно", "юный пожарный", "самый ловкий".
• игры - ситуации:"пожар в городе"
• сюжетно - ролевые игры: "мы - пожарные". "мы - строители" ,"отважные пожарники ", "один дома", "служба спасения".
• разучивание стихотворений : С. Маршака "Мы - пожарные", Я. Зильберг "Пожар".
3. Самостоятельная деятельность детей. • рассматривание картин, иллюстраций,
• раскрашивание раскрасок.
• настольные и дидактические игры: "собери картинку", лото"пожарная безопасность", пазлы"спички детям не игрушка", "четвёртый лишний".
4. Создание развивающей среды • пополнить уголок ряженья атрибутами для сюжетно - ролевых игр. Пополнить предметно - развивающую среду группы атрибутами по пожарной безопасности.
• внести дидактические и настольные игры: "выбери нужное", "четвёртый лишний"; лото "все профессии нужны, все профессии важны".
• пополнить книжный уголок книгами :
К. Чуковский"Путаница", С. Михалков"Дядя Стёпа", Б. Жидков"Дым", Л. Толстой"Пожарные собаки".
Работа с родителями
Папки - передвижки "Основные опасности", "Пожарная безопасность"
Консультации для родителей "Безопасность наших детей - в наших руках"
Статьи в родительском уголке "Помните об опасности возникновения пожара в доме", " Экстремальная ситуация: пожар!"
Помощь родителей в оформлении выставки "Пожарная безопасность".
Помощь родителей в изготовлении пожарного щита; макета огня; масок для сюжетно - ролевых игр. Творческая работа. Рисование плакатов.
Изготовление пожарного щита.
Маски: огонь, зажигалка, газовая плита,
Приложение 1
Картотека игр
по правилам пожарной безопасности
Дидактическая игра : «Лото- пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля, затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.
Дидактическая игра «Карточная викторина».
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Дидактическая игра : «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры:
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Дидактическая игра : «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель. ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Дидактическая игра : «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры:
Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Дидактическая игра : «Хорошо – плохо»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т. д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
Дидактическая игра : «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой….(пожар)
Раз, .два, три, четыре.
У кого пожар в …. (квартире
)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…. (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над (газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жог (траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые (предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер:….(01)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных ….(вызывай)
Дидактическая игра : «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры:
из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
Сюжетно ролевые игры:
«Мы - пожарные»
Предварительная работа: экскурсия в пожарную часть, беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой «пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова «пожар», рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры, ООД на данную тему.
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.
Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись «пожарной мигалки»).
Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».
Предварительная работа: Конструирование зданий, игры с напольным конструктором, рассматривание плана-схемы улиц города, экскурсия по близлежащему микрорайону, обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города», беседы о профессии пожарного, отгадывание загадок, игры с транспортными игрушек, беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.
Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.
Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.
Сюжетно-ролевая игра «Один дома».
Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома, разучивание пословиц об огне и воде,
беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах, рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», знакомство с пословицами об огне, дидактические игры по пожарной безопасности.
Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.
Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т. д. ,предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т. д., телефон, атрибуты к игре «Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.
Приложение 2
Загадки
Днем ли, ночью, утром рано
Если что – то загорится,
То пожарная охрана
На подмогу быстро мчится
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить
НЕЛЬЗЯ!
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.
(огонь)
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(лестница на пожарной машине)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
пожарный
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…
водой
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
спичками
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
Рыжий зверь в печи сидит,
он от злости ест дрова,
целый час, а, может два,
ты его рукой не тронь,
искусает всю ладонь.
(огонь)
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает всё кругом.
(огонь)
Висит - молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит
(огнетушитель)
Что бывает, если птички зажигают дома спички?
(огонь)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает
(огонь)
Летала мошка -сосновая ножка,
на стог села - всё сено съела
(спичка)
Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки
(спички)
Шипит и злится, а воды не боится
(огонь)
Без рук, без ног, а бушует
(огонь)
Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает
(огонь)
Кто стоит и строг, и важен,
В ярко-красный фрак наряжен,
Как на службе, часовой –
Охраняет наш покой?
Ну а если вдруг случится –
Что-то, где-то задымится,
Или вдруг огонь-злодей
Разгорится у дверей,
Он всегда помочь успеет,
И злодея одолеет…
И ребенок, и родитель
Знают, – он (огнетушитель)
Что за парень здоровенный? –
В форме он, а не военный,
В каске, как артиллерист,
Со стволом, а не танкист?
Если где-то вдруг случайно,
От огня грозит беда,
Этот паренек отчаянный
Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он –(пожарный).