Департамент труда и социальной защиты
Советы замещающим родителям по воспитанию братьев и сестер
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
В каждом столичном учреждении для детей-сирот есть братья и сестры. С их переездом в замещающую семью всегда связано немало нюансов. Каковы особенности принятия таких детей на воспитание? Как правильно построить отношения, чтобы «маленькая семья» комфортно влилась в большую? Разбираемся вместе со специалистами службы сопровождения приемных семей Центра содействия семейному воспитанию № 1.
Трудности адаптации
Публикация «Советы замещающим родителям по воспитанию братьев и сестер» размещена в разделах
Принятие на воспитание нескольких ребят, которых связывают кровные узы, всегда создает особые условия развития внутрисемейных отношений.
"Если в вашей семье уже есть ребенок, обязательно спросите его мнение по поводу принятия детей, связанных родством. Важно понимать, что первое время после прихода в вашу семью сиблинги будут заняты друг другом и могут не замечать остальных. Это проявление здоровой потребности в собственной безопасности", – говорит психолог службы сопровождения приемных семей, гештальт-терапевт Дмитрий Гордеенко. – Будьте готовы к тому, что старший из сиблингов может брать на себя роль отца или матери для младших. Помните, что возможный конфликт между родными детьми и сиблингами, взятыми под опеку, – это нормально. Не пугайтесь, а постарайтесь выяснить, чего именно хочет каждый из детей. И не забывайте про свои чувства и эмоции – признайте и примите их».
Дмитрий Гордеенко приводит случай из практики. Приемная мама, взявшая под опеку детей-сиблингов (от англ. Siblings) – это родные братья и сестры, у которых общие родители, на консультации безжалостно критиковала себя и свои действия по отношению к детям. Психолог заметил это и предложил женщине понять, что на данный момент она делает максимально возможное. «Процесс самокритики прекратился, а родитель перешел в ресурсное эмоциональное состояние, сделав поддержку психолога самоподдержкой», – комментирует специалист.
Всех вместе, но каждого – в отдельности
Приемным родителям важно помнить, что обращаться с каждым из детей-сиблингов нужно как с отдельной личностью, имеющей индивидуальные потребности. Только в этом случае получится наладить с детьми гармоничные отношения.
«Братья и сестры не могут быть одинаковыми, они испытывают разные эмоции при попадании в новую семью, – говорит Дмитрий Гордеенко и приводит в пример еще один случай из своей практики. – Приемная мама не могла понять, о чем думает и что чувствует младший из детей-сиблингов, взятых на воспитание, так как он часто копировал поведение старшего брата и не проявлял себя индивидуальностью. На консультации мы разобрали понятие контрпереноса. Мама реагировала на младшего ребенка так же, как на его старшего брата, хотя он отдельная личность. В итоге она поняла, что чувствует и чего опасается младший ребенок».
Стать семьей
«Взаимоотношения в приемной семье могут развиваться по-разному, пока дети-сиблинги не достигнут устойчивой привязанности к значимому взрослому и их отношения не обретут стабильность, – говорит психолог службы сопровождения приемных семей Родион Барабанов. – Иногда дети думают, что разлука с кровной семьей – их вина. Это осложняет формирование привязанности к приемным родителям».
В таких случаях замещающим родителям необходимо приложить усилия для создания атмосферы семейного единства: поддерживать традиции и ритуалы, вместе читать, петь, играть, путешествовать. «Словом, делать все, что способствует формированию у каждого из детей чувства общности – того, которого им не хватало или которого они были лишены в кровной семье», – продолжает психолог.
При этом замещающие родители должны быть доступны для безопасного и комфортного общения с каждым ребенком. Родион Барабанов приводит пример из практики, когда в семье появилось пятеро детей в возрасте от 6 до 12 лет. Они сразу начали бороться за внимание и любовь замещающих родителей. Психологи дали приемным родителям рекомендации, выполнение которых позволило наладить отношения внутри семьи.
Рекомендации для родителей, воспитывающих сиблингов
• Обеспечивать участие родителей в деятельности и активностях детей для удовлетворения их потребности во внимании со стороны значимого взрослого (не менее часа в день).
• Развивать у детей умение проговаривать и озвучивать собственные потребности, желания и эмоции. Создавать комфортное пространство для обсуждения и выражения чувств.
• При общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста уделять внимание телесному взаимодействию, демонстрации и отражению эмоций.
• Приобщать детей к взаимодействию со сверстниками, в том числе для расширения их круга общения, чтобы они не замыкались в своей «маленькой семье».
• Увеличивать количество доступных хобби.
• Поддерживать совместную деятельность братьев и сестер.
• Ввести единые и простые для восприятия всеми детьми в семье правила поведения, контролировать их соблюдение.
На портале «Моя новая семья» полезную информацию для себя найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения. С помощью портала можно узнать о сопровождении замещающих семей, организациях, которые им занимаются. В разделе "В помощь приемному родителю" размещены специально подготовленные памятки по тем или иным вопросам, возникающим в жизни приемной семьи.