Ольга Правосудова
Советы родителям перед школой
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям перед школой
Содержание статьи:
- Тестирование перед поступлением в школу
- Подводные камни
- Плюсы собеседования
- Уровень знаний перед школой
- Психологическая и эмоциональная готовность
Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. Но собеседование с психологом - обязательный пункт. Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний. Детки, с которыми родители занимались, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в учебное заведение.
Публикация «Советы родителям перед школой» размещена в разделах
Подводные камни.
К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре. Причин несколько: стеснение, робость перед чужим человеком, волнение; боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен; особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа. Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.
Вывод:
*учите своих детей общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми; чаще создавайте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
*больше общайтесь с сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
*учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
*напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
*учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
*учите преодолевать робость.
Плюсы собеседования:
Наблюдая как ведёт себя ребёнок с психологом, взрослые увидят сына или дочку «со стороны», понаблюдают за реакцией будущего первоклашки на вопросы, поймут сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дают полезные советы, подсказывают, на что обратить внимание. Есть выгода и для будущего первоклашки: ребёнок впервые останется один на один с настоящим учителем, будет общаться сам, без родителей. После первого собеседования деткам будет проще на втором, третьем тестировании: они смогут уверенно отвечать на вопросы, выполнять задания.
Уровень знаний перед школой:
Если перед школой ребёнок может выполнить большинство заданий, ему будет легче справиться с программой первого класса.
Вопросы на собеседовании:
*Как тебя зовут (полные данные? Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
*Полный адрес проживания.
*Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
*Чем занимаются родители?
*Зачем ты идёшь в школу?
*Расскажи, чем ты любишь заниматься.
*Где левая/правая рука?
*Опиши картинку.
*Расскажи стихотворение.
*Прочти короткий текст.
*Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:
* Какое сейчас время года? Чем отличается осень от весны?
*Каких домашних животных ты знаешь? Каких диких животных ты знаешь?
*Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
*Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее?
*Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
*Назови цифры и числа до 10 или 20.
*Реши примеры на сложение/вычитание. Реши задачу. Расположи цифры по убыванию /возрастанию.
Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:
*Назови цвета, оттенки.
*Расскажи, чем отличаются картинки.
*Подели булочку поровну, на две/три части.
*Напиши под диктовку или спиши с доски.
*Нарисуй зайца (медведя, человека).
*Найди в слове нужную букву.
*Покажи гласные/согласные. Назови слова на заданную букву.
*Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
*Обведи рисунок по контуру.
*Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
*Проведи волнистую и прямую линию.
Психологическая и эмоциональная готовность.
Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.
Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:
*Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы?
*Готов ли будущий первоклассник принять их?
*Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
*Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания?
*Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
*Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
*Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
*Есть ли у него мотивация к учёбе? Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение? Большинство ответов положительных?
*Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.
Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.
Необходимые общие навыки и умения:
*часы, дни недели, месяцы, времена года;
*звери, птицы, домашние животные;
*овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
*всё о себе и родителях;
*названия профессий;
*погодные, природные явления;
*праздники;
*свои увлечения;
* интересы семьи;
* понятия «лево-право»;
* цвета и оттенки;
*желание учиться, понимание, что детки делают в школе.
Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:
Чтения; пересказа; развития речи, зрительной, слуховой памяти; логического мышления; счёта; ориентирования в пространстве.
Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение. Возьмите на заметку: многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти. Это не так. Знайте, вашему ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.
Полезные советы: обязательно готовьте ребёнка к школе; обязательно проводите занятия в игровой форме с 3,5–4 лет. Неподготовленный ученик всегда будет страдать. Разница лишь в том, как первоклашка будет выражать свои эмоции: бурно, с капризами, агрессией или тихо страдать в душе. Любой вариант – это сильный стресс для маленькой личности. Помните об этом.
Теперь вы знаете, какие вопросы часто задают на собеседовании при поступлении в первый класс, понимаете, какие ориентиры взять за основу.