Кристина Ромашина
Советы родителям гиперактивного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок :
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры
пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и
книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее
исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но
Темочки:
спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и
наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а
выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает.
Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У
него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток
всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на
запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская
площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки,
камни…
Воспользуйтесь такими советами :
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать,
устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного -
снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить
маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои
эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе
и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым
существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться
камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать
энергию наружу, научите его это делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости
и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям
должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако
количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до
конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять
силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством
впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом
предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по
своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного
утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться
снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной
повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка
поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму,
например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему,
определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или
родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором
не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем
другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше
жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и
фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров" : активные виды спорта для него -
просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе
интересно это, давай посмотрим…", но после удовлетворения интереса постарайтесь
возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней
гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший
психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может,
медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.