Наталья Галкина
Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конечная цель ДОУ по формированию экологической культуры детей - это созданная модель готовности к охране природы выпускника детского сада экологической направленности. Это ожидаемый результат педагогического коллектива и ориентировка на эту модель.
Что заложено в этой модели?
Мотивы поведения в природе, желание помочь ей, сберечь
ее богатства.
Требования к знаниям, которыми должен обладать
выпускник, - получают через занятия и заметки в газете, оформление групповых уголков природы.
Публикация «Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Должны быть сформированы экологические умения
у выпускника: умение критически оценивать окружающую среду,
свои поступки по отношению к природе; принимать экологически
грамотные решения с учетом этических, правовых, нравственных
норм поведения в природе.
4. Умения, которыми должен обладать выпускник: выполнение посильной работы по защите, уходу за окружающей средой; участие в исследовательской краеведческой работе совместно с педагогами, родителями.
В ДОУ может быть разработана карта экологической воспитанности дошкольников, где определены уровни (высокий, средний, низкий) по сформированости знаний, навыков, убежденности в необходимости охраны природы; разработаны основные умения и навыки по экологии детей среднего и старшего дошкольного возраста, куда входят: общие умения; частные навыки; действия и операции.
Самое важное в экологическом образовании то, что в понятие «образование» входит обучение, воспитание и развитие : необходимо сформировать мер, поставлена цель: сформировать экологически культурное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы.
После цели выдвигаются задачи.
Для дошкольников они могут быть следующие:
Сформировать нормы правильного поведения в природе (мало сказать, что так нельзя делать, надо научить, как необходимо
делать).
Развивать потребность в общении с природой (показать красоту природы).
3. Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей,
причиняющим вред природе, - более высокий уровень.
У любого аспекта воспитания есть свои принципы.
Одним из них является интеллектуальное, эмоциональное восприятие природной среды и практической деятельности по ее улучшению. И одним из важных является систематичность и непрерывность экологического воспитания. И этот принцип мы должны взять в основу своей работы, в основу преемственных связей детского сада, школы, детского центра творчества, станции юных натуралистов и, наконец, выйти на районные и областные общества охраны природы.
Какие же в связи с этим можно дать методические рекомендации?
Во-первых, экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок. Поэтому через лектории, семинары мы должны воспитывать экологическую культуру родителей.
В детском саду у воспитателей также есть пробел в экологической культуре и грамотности, так как интуитивно они убеждены, но знаний определенных нет. Это можно проверить через анкетирование для выявления начального уровня экологической грамотности.
Воспитатели сами должны пройти этап экологического образования.
Во-первых, для воспитателей рекомендуется организовать летние прогулки с «погружением» в окружающую среду. Их может провести специалист, организующий экскурсию в природу (лес, поле).
Во-вторых, воспитатели должны приобрести навыки опытнической работы в природе. Для этого надо наработать опытнические методички, которые могут научить воспитателей, как организовать опыты. Полезно организовать «Летние экологические школы», провести семинары с «Погружением» в условиях окружающей среды.
По экологической направленности предлагаем использовать следующие формы и методы работы с детьми:
1. Экологические беседы природоохранительной тематики:
«Отчего плачут деревья»; «Какую тайну мы знаем»; «О чем мечтала поляна».
2. Использование на занятиях эколого-педагогических ситуаций, экологических задач.
Чтение и обсуждение книг о природе и ее охране.
Путешествие в город; экскурсии в лес, поле, на водоем, на
которых рассказывается о правилах поведения в природе.
Заложение экологической тропы.
Проведение экологической недели, где предусматриваются:
конкурсы-турниры знатоков природы;
комплексные игры-путешествия по тропе Берендея;
организация выставок «Природа и фантазия»;
экскурсия по экологической тропе;
творческие экологические конкурсы;
викторина «Знаешь ли ты природу родного края»;
выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен
этот мир».
7. Инсценированные страницы:
лесные карнавалы;
«Новогодние приключения в лесу»;
балы цветов;
конкурсы сухих цветов «Осенние мотивы».
8. Проведение экологического дня : день природы; день леса;
день Берендея; «Лесная гостиная» - встреча с лесничим; «Поляна
чудес» - экскурсия в лес, поле; «Зеленая аптека» - сбор лекарств,
трав; «Соловушка» - концовка песен о природе и ее охране; «На
лесной опушке»; «Радуга» - конкурс рисунков «Как прекрасен этот
мир»; «Цветочная гостиная» - праздник цветов; «Игрище царя Бе
рендея» - час занимательных экологических подвижных игр; «Лу-
жайка-поиграйка»; викторина «Деда-природоведа»; «Что, где, ко
гда растет в нашем крае».
9. Трудовые «Экологические операции» (практическая дея
тельность детей).
Операция «Зеленая аптека» - сбор лекарственных растений:
знакомство детей с гербариями лекарственных растений.
знакомство с правилами сбора.
Операция «Скорая помощь» раненому дереву.
Операция «Птицеград» - сбор кормов или «Нам птицы скажут спасибо».
«Птичий дом» для подкормки зимующих птиц. Операция «Красная книга» или «Красная тетрадка» :
изучить растения и животных родного края;
не рвать редкие исчезающие растения;
охранять все живое в родном крае.
В каждом детском саду должна быть «Красная тетрадка»,
в которой заносятся сведения о растениях и животных,
подлежащих строгой охране.
«Устный журнал», направленный на просвещение
детей системой экологических знаний. В нем могут быть 3-5 страниц.
1-я страница. «Природа нашей области» (природа родного края).
2-я страница. «Заповедные зоны Донбасса» (охраняемые
природные территории).
3-я страница. «С природой на Вы» или «Знайка и Незнайка»
(о правилах поведения в природе, в туристическом походе).
4-я страница. «По страницам Красной книги» или
«Страницы Красной книги нашей области».
5-я страница. Викторина «Деда-природоведа».
Вести устный журнал могут воспитатель, школьник, дети, посещающие станцию юных натуралистов.
Называется каждая страница.
Уместны музыкальные заставки от страницы к странице. В оформлении страниц можно использовать плакаты о природе, рисунки, фотографии, слайды, выставка иллюстраций из журналов.
В качестве итога работы с дошкольниками педагоги могут создать «Модель готовности к охране и защите природы выпускника детского сада» - ожидаемый результат, у которого будет сформирована система экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные экологические умения : оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастному пониманию; оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе; соблюдать правила поведения в природе, а также дети будут готовы сами участвовать в охране и защите окружающей среды, в опытническо-исследовательской работе.
Для этого надо наработать методику изучения уровня сформированное экологической воспитанности дошкольника.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.