наталья верстова
Сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Верстова Н. Г.
Митусова Т. И.
МБДОУ д/с № 3 комбинированного вида
г. Нового Оскола Белгородской области
Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о
помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила".
Публикация «Сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль во всестороннем гармоничном развитии личности ребёнка. Ребёнок получает образование, приобретает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Работа детского сада даст положительный результат только при условии сотрудничества с семьёй.
С апреля по май 2020 года, связанных с эпидемией covid-19, жизнь в нашем обществе изменилась…Образовательные учреждения вынуждены были искать новые пути реализации образовательных программ и поставленных в них целей и задач. И наш детский сад в стороне не остался. Мы нашли выход – дистанционные мероприятия, направленные на взаимодействие с семьями воспитанников. В группе Ватсап мы обсудили в онлайн-беседе с родителями варианты реализации нашей образовательной программы, так, чтобы было полезным, комфортным, а главное – эффективным.
Все родители размещали свои видео и фото с детьми. Дети видели друг друга, делились впечатлениями и эмоциями. Познавательные игры, опыты, эксперименты не оставляли никого равнодушными и безучастными. Очень интересна была тематическая неделя «Загадки космоса», где дети рисовали первый полёт Ю. А. Гагарина, планеты солнечной системы, ракеты, звёзды, инопланетян и многое другое. Незабываемые впечатления остались у детей от росписи яиц к празднику великой Пасхи. Семейными традициями поделились все воспитанники. Родители участвовали в мастер-классах по выпечке куличей. Были проведены городские и Всероссийские акции: «Мирные окна», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», где белыми птицами размещали фото героев своей семьи. Дети рассказывали о своих прославленных прадедушках, участвовавших в годы Великой Отечественной войны, нарисовали и разместили в соцсетях много рисунков на военную тематику. Узнали от взрослых своей семьи много интересного, чтобы свято чтить память о героическом прошлом предков. В онлайн-конкурсах выразительно читали стихи и пели песни на военную тематику. Воспитатель Митусова Татьяна Ивановна подготовила презентацию о своём дедушке, участнике Великой Отечественной войны, поделилась воспоминаниями, письмами с фронта, рассказала о его наградах.
В нашем детском саду во всех группах оформлены «постеры» индивидуальных достижений детей, где родители вечером могут увидеть успехи своего ребёнка.
Реализуем мероприятия по проведению семейных традиций и ценностей, вовлечению родителей в образовательный процесс. В рамках семейных художественно творческих проектов были реализованы следующие: «Очень с папой мы похожи», «Генеалогическое древо семьи», «Герб моей семьи», «Мой ребёнок с самых пелёнок», «Цветок семейного счастья». Основная их цель - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, воспитание любви и уважительного отношения к родителям, предкам.
Большая работа уделялась ранней профориентации. Дети познакомились с профессиями своих родителей в режиме онлайн и офлайн. Мамы и папы продемонстрировали, где и как они трудятся. Результатом такой работы является возросший интерес детей к профессиям взрослых. Они гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание стать такими, как их родители. Ваня с гордостью рассказывал о профессии врача, Диана – о профессии почтальона, Юля – о профессии медсестры, Игорь – о работе железнодорожника и т. д. Ребята с большим интересом выслушали рассказы своих сверстников, заинтересовались профессиями их родителей.
Самый счастливый день – это выходной, когда вся семья собирается вместе. Очень интересной формой работы с родителями являются используемые нами «Маршруты выходного дня», когда всей семьёй отдыхают в «Парке семьи», посещают новые памятные места города: мемориалы пограничникам, десантникам и т. д. Сегодня во многих современных музеях детей ждут не только экскурсии, но и интересные праздники, театрализованные программы, творческие лаборатории и мастерские. Дети получают много положительных эмоций, впечатлений от увиденного, ответы на интересующие их вопросы. Советуем родителям чаще вместе с детьми совершать прогулки в природу, так как они несут большую познавательную, воспитательную и оздоровительную ценность, тем более в период эпидемии.
Особое место в работе с семьёй отводим организации здоровьеориентированного досуга.
В феврале самым ярким событием для детей стала встреча с выпускником нашего сада, братом воспитанницы группы, Ильёй Захаровым, имеющим первый спортивный разряд по гиревому спорту, победителем первенства России по гиревому спорту. Ребята с восхищением рассматривали огромное количество медалей. Озорные мальчишки и девчонки просили Илью поделиться секретами побед в многочисленных соревнованиях. В свою очередь они показали быстроту, силу, сноровку, в спортивных соревнованиях. Главная цель данного мероприятия – привить дошкольникам желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни была достигнута. Многие наши воспитанники посещают разнообразные кружки, секции (спортивные, танцевальные, игра на музыкальных инструментах и т. д.). Родители являются инициаторами раскрытия талантов и возможностей своих детей.
Для более успешной реализации оздоровительных задач, очень важно обеспечить охрану психического здоровья и прав ребёнка, без которой не смогут принести результата даже самые эффективные формы и методы оздоровления. С этой целью в ДОУ действует психологическая служба. Педагог-психолог максимально содействует полноценному психическому и личностному развитию каждого ребёнка, оказывая помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности (коррекционные занятия, психогимнастика, сеансы релаксации). Обучает всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми, в индивидуальных беседах, консультациях, даёт родителям ценную информацию о значении психологического комфорта дома.
Дополнительные сведения по укреплению здоровья дошкольника, развитию силы, выносливости родители получают из консультаций старшей медсестры, инструктора по физической культуре. С этой целью на базе ДОУ создан и работает Консультационный центр.
Формирование патриотизма, гражданственности у дошкольников невозможно без тесной связи с семьёй. В индивидуальных беседах, консультациях, знакомим родителей с работой, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию. Советуем больше обращать внимание на красоту родного края. Во время прогулок рассказывать о предметах и объектах ближайшего окружения, говорить об их значимости. Рекомендуем привлекать детей к труду по благоустройству и озеленению своего двора, поощрять их стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Таким образом, можно утверждать, что взаимодействие детского сада и семьи отражает одну из основных граней взаимной помощи двух воспитательных институтов в становлении полноценной и здоровой личности ребёнка, ради которого мы живём и работаем.
Литература
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/ Г. А. Антипова / /Воспитатель ДОУ. – 2011. - №12. – с. 88-94.
2. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В. Гризик Т. И. Вместе с семьей : Пособие взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и родителей/ ред. Щербакова Г. И. – Просвещение, 2006г. – 191с.
3. Зверева О. Л. Основные формы взаимодействия ДОУ и семьи/ Воспитатель Дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №4. – С. 74-83.