Эльмира Шадалиева
Составление рассказа по картине «Весна в лесу». Конспект, для старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указать место и время действия, используя имеющиеся у них знания.
-словарь и грамматика: формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
-звуковая культура речи: закреплять умение отчетливо произносить слова в словосочитаниях, словообразованиях.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Публикация «Составление рассказа по картине „Весна в лесу“, Конспект, для старшей группы детского сада» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Дидактическое обеспечение: кукла-заяц одевающаяся на руку, картина «Весна в лесу» художника Кудрякова Д., морковка.
Предварительная работа:
- беседа о времени года весна, о ее особенностях;
- рассматривание картинок с изображением диких животных, перелетных птиц, деревьев, весенних цветов, беседа о них;
-расширить представления детей о перелетных птицах (загадки, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи с голосами перелетных птиц);
- дидактическая игра «Когда это бывает?»;
- взаимодействие с родителями: изготовление масок с изображением перелетных птиц, лесных животных;
- чтение стихотворений о весне.
Методы и приемы:
- беседа, загадки, вопросы, физкультминутка, игровые упражнения («Отгадай и присядь», «Скажи одним словом», «Продолжи предложение, найди причину»).
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель. Ребятки, посмотрите пожалуйста, кто к нам пришел! Правильно, заяц.
Заяц. Здравствуйте дети! Меня зовут Храбрец! Я пришел к вам с подарком. Но сначала отгадайте загадки! Готовы? Слушайте внимательно:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (ВЕСНА)
Дети отгадывают.
Заяц. Молодцы, правильно!
Воспитатель. Как вы догадались, что это весна?
Ответы детей.
Объясните пожалуйста, что означают эти слова: «Она приходит с ласкою и со своею сказкою? (Весной ярче светит солнышко, становиться теплее. Журчат ручейки по асфальту. Птички по утрам громче поют, радуются теплу и свету. Деревья протягивают свои ветки к весеннему солнышку, чтобы раскрылись первые почки. День становиться длиннее, а ночь короче и т. п.).
«Волшебной палочкой взмахнет?» (Только ранней весной появляются в лесу первые цветы - подснежники).
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы!
Заяц. Ой, таким умницам и не жалко никакого подарка! Слушайте следующую загадку:
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришел. АПРЕЛЬ.
Дети отгадывают.
Почему вы думаете, что это апрель?
Что значит: «Яростно река ревет и разламывает лед?», «В небе жаворонка трель?»
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Молодцы дети.
Заяц. Ребятки, я так рад, что к вам пришел! Я с удовольствием подарю вам то, что принес! Вы такие молодцы, так старались, правильно отвечали на вопросы! Мне очень понравилось! (Заяц-Храбрец дарит картину «Весна в лесу») .
Воспитатель и дети благодарят Храбреца и предлагают ему присоединиться к ним для продолжения занятия.
Основная часть
Воспитатель выставляет картину "Весна в лесу", предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:
1. Какое время года изображено на этой картине?
2. Как вы догадались, что это весна?
3. Где происходят события?
4. Что происходит на ближнем плане?
5. Что происходит вдалеке?
6. Как можно назвать эту картину?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы ребятки!
Заяц. Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Заяц весной меняет свою белую шубку на серую, потому что … /ему в лесу от хищников прятаться легче/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/.
Ежи после зимней спячки много едят, потому что…/они очень голодные, им нужно набираться сил/.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Проснулись медведи, потому что…/ им нужно воспитывать и кормить медвежат/.
Проводится физкультминутка. (Автор Шадалиева Э. Р.)
Дети выполняют соответствующие движения.
Нужно нам всем дружно встать,
Мы весну идем встречать.
Все надели сапоги,
В лес весенний мы пошли.
Вот нам мишка помахал,
А вот зайка поскакал.
Ручеек дрожит, журчит,
За весной быстрей бежит.
Соловьи из гнезд запели,
Мы послушать все присели.
"Приходите к нам сюда,
Будем рады мы всегда!"
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам составить рассказ по этой картине. Используйте в нем те словосочетания, которые вы только что говорили о весне в лесу, и его обитателях. Помогите мне вспомнить их и четко произнесите (тает снег, прилетели птицы, поет соловей, медведь зевает, проснулся ежик, первые подснежники, испуганный заяц, зеленеет травка, течет ручеек). Подумайте, как вы начнете свой рассказ, как продолжите и чем закончите. Не забудьте придумать к своему рассказу название. Предлагаю составить коллективный рассказ. Воспитатель вызывает троих детей, предлагает им договориться: кто будет начинать, продолжать и заканчивать.
После двух рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя. При этом отмечается содержание рассказа, ее форма и концовка.
Вопросы: Понравился ли вам рассказ? Чем? Интересный ли получился рассказ? Какие предложения в этом рассказе понравились? Как начинался и чем закончился рассказ?
Дети отвечают. После высказываний детей воспитатель подводит итог (рассказ интересный, полный, законченный). Дети отмечали все происходящие действия изображенные на картине, как на переднем плане, так и на заднем.
Упражнение «Отгадай и присядь»
Заяц. Ребята, я очень люблю играть, прыгать, бегать, приседать.
Дети, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Хотите со мной поиграть?
Дети. Да.
/ Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. /
Заключительная часть.
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят за интересный рассказ о весне и ее обитателях. А теперь, поблагодарим нашего гостя Храбреца и угостим его морковкой.
Заяц. Спасибо большое и за интересные рассказы, игры и морковку, я это все люблю! А можно я к вам еще приду в гости?
Дети. Мы всегда рады!
Заяц. Спасибо и до новых встреч!