Татьяна Щербакова
Составление индивидуального маршрута развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В своей публикации я остановлюсь на рассмотрении ряда вопросов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. А именно на психологической характеристики процесса адаптации; на технологии психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период; на технологии психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации и на разработке индивидуального образовательного маршрута.
2сл. Психологическая характеристика процесса адаптации.
Публикация «Составление индивидуального маршрута развития ребенка» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Её необходимо рассматривать не как пассивное приспособление, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психического благополучия.
3 сл. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику. Поэтому, их необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
— функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
— состояние иммунной системы;
— особенности обменных процессов;
— тип нервной системы и темперамента;
— тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
— психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях)
Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителям.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
— не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
— процесс адаптации ускоряется взрослыми:
— неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
4сл. Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей адаптация носит негативистический характер. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.
У тормозимых, боязливых детей адаптация носит депрессивный характер. Активный протест проявляется с отсрочкой — в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у них грустное, отрешенное, движения заторможены, бедны, дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнат.
Существует так называемая псевдоадаптациия. Дети по - своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого.
О подлинной адаптации свидетельствуют следующие основные критерии:
— положительный эмоциональный фон;
— продуктивность действий в новых условиях;
— гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
— инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов:
наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами. Для достижения этой цели разработана Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, автор Ю. А Афонькина.
5 сл. Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются бытовых процессов, оснащения пространства и адресованы детям третьего года жизни, также как и диагностические показатели (Н. д. Ватутина). Описывается процесс обучения в период адаптации по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью (Е. В. Жердева, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.
В основу разработанной и представленной технологии положены принцип развития и принцип концентричности.
6 сл. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Иными слова научить ребенка общению с новыми взрослыми и освоению нового пространства.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.
При разработке содержания программы автор исходить из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится, прежде всего, как профилактическая. Все факторы объединяются в три группы:
7 сл. - новая организация взаимодействия со взрослыми;
- новая организация среды;
- необходимость взаимодействия с ровесниками.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период — формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из этапов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. В соответствии с факторами выделяются 3 этапа работы над программой психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.
8 сл. Первый этап — развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов). Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызвать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками - забавами, игры-шутки.
9 сл. Второй этап — освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде). Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон. Учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
10 сл. Третий этап — формирование контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника — сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.
Решение этих задач достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя. Вся эта работа придерживается определенных принципов.
Принципы организации взаимодействия с ребенком :
— педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;
— используются естественные, повседневно возникающие ситуации;
— приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
— усвоение правил протекает в игровой форме;
— обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
При этом необходимо выполнять требования к организации взаимодействия:
- взрослый организует действие поочередно с ребенком;
- взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
- необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;
- важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;
- предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).
Кроме всего перечисленного, необходимо выполнять требования к проведению адаптационных игр:
- игра повторяется в течение дня несколько раз;
- при введении новой игры знакомые игры повторяются;
- задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; ( например: после того, как вы наладили контакт с ребенком, переходите ко второму этапу – освоению пространства, но при этом ребенок не самостоятельно изучает предметную среду, а совместно с вами. Воспитатель называет предметы, обучает взаимодействию с ними. Таким образом, контакт с вами продолжается, но уже в более конструктивной деятельности).
- знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
- игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;
- за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;
11сл. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ.
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, воспитателю совместно с психологом необходимо провести психолого-педагогическую диагностику. На первом этапе первичной диагностики определяются факторы, которые могут затруднить адаптацию. С этой целью проводится анкетирование родителей до посещения ребенком дошкольного учреждения (нажать кнопку). На основе ответов на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей. Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в детском саду.
Полученные факты сравниваются с таблицей (нажать кнопку) «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго— третьего года жизни определяется прогноз на течение адаптации. Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:
— нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;
— несформированность культурно-гигиенических навыков;
— недостаточно выраженная способность к активному подражанию.
Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.
12 сл. Составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период»
13 сл. На втором этапе проводится текущая диагностика.
Целью которой, является охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Наиболее эффективным методом является наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ. Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют таблицу (нажать кнопку) «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям». При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.
В конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты (привлекаются к работе более активно педагог-психолог, родители и воспитатели, если есть проблема в протекании процесса адаптации).
14 сл. На третьем этапе проводится итоговая диагностика.
Целью, которой, является определение уровня адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Так же основным методом является наблюдение.
За ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результаты обсуждаются коллегиально совместно с воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.
Разработка индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Индивидуализация работы с детьми — важнейшее условие успешной адаптации к ДОУ. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов определяется следующими факторами:
- различен опыт отрыва от матери;
- различен уровень тренированности нервных процессов;
- отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;
- по-разному организованы воспитание в семье, режим дня, занятия, форма поощрения и порицания;
- дети отличаются по типу нервной системы;
- дети отличаются по темпу как психического развития в целом, так и их отдельных сторон: индивидуальный путь развития ребенка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динамики трех линий развития : восприятия, движения и речи.
По результатам первичной диагностики составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период». На основе результатов текущей диагностики вносятся необходимые изменения в карту сопровождения.
На примере разберем, как заполнить карту. У ребенка благоприятные факторы психофизиологического компонента, но наблюдаются факторы риска социально-психологического компонента: недостаточно выраженная способность к подражанию. Приемы поддержки со стороны воспитателя: игры на подражание, которые привлекают ребенка, при этом необходимо всячески поощрять малыша, говорить слова одобрения и поддержки. Со стороны педагога-психолога: наладить эмоциональный контакт, создавать ситуации успеха (предлагать игры, в которых у ребенка все получается хорошо, проводить психогимнастику. Родителям необходимо вселять в ребенка уверенность в своих силах и возможностях, быть терпеливыми.
В заключение своего выступлении хочу еще раз напомнить этапы адаптационного периода: развитие контактов со взрослым; освоение новой окружающей среды; развитие контактов со сверстниками. Переходить к каждому из них необходимо после того, как ребенок успешно освоит предыдущий этап. С «Картой индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период» работают в течение всего времени пока необходима поддержка, а возможно и коррекция адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Насколько пройдет успешной адаптация, конечно же, в первую очередь зависит от нас – взрослых, в которых ребенок должен видеть доброжелательных помощников.