Ксения Толкачева
Сохранение эмоционального благополучия дошкольников через взаимодействие с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — это период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, раскрывается неведомый мир взрослых людей. Общение ребёнка со взрослыми существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других.
Актуальность изучения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста определяется современными условиями воспитания в семье. Взаимодействие ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений, привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Семья предоставляет ребенку не только благоприятные возможности для формирования его личности, но она также естественным образом вводит его в постоянно расширяющиеся социальные связи и отношения. У ребенка формируется эмоциональное отношение к самому себе и другим членам семьи; эмоциональная отзывчивость; эмоциональное реагирование на постоянно изменяющиеся ситуации в социуме. Все перечисленные особенности в дальнейшем способствуют формированию предпосылок для эмоционального благополучия.
Публикация «Сохранение эмоционального благополучия дошкольников через взаимодействие с семьями воспитанников» размещена в разделах
Эмоционально благополучный ребенок - это ребенок, который:
– улыбается,
– непосредственно ведет себя в разных ситуациях,
– общителен;
– доброжелателен;
– способен выслушать других;
– не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;
– ласков с родными и близкими;
– не проявляет агрессии;
– в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;
– проявляет чувство юмора;
- не повышает голос;
– считается с мнением окружающих
– прислушивается к советам взрослых.
Для обеспечения малышам эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни и дома, и в детском саду необходимо объединить усилия родителей и педагогов. Из-за перегрузок на работе, нехватки свободного времени снизилось взаимодействие родителей и детского сада. Наблюдения показали, что многие родители приобретают педагогическую литературу, некоторые получают необходимую информацию через интернет, но часто пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребёнка.
Таким образом, возникает необходимость эффективного взаимодействия с семьёй с целью формирования активной родительской позиции по проблеме снятия психоэмоционнального напряжения у дошкольников и выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия принесли необходимый результат.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Главное донести и обогатить родителей педагогическими знаниями.
Вовлекая родителей в образовательный процесс: проводить для них дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения. Они дают возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность, обменяться мнениями, познакомиться с опытом семейного воспитания.
Одни родители плохо идут на контакт, другие не хотят признавать своих ошибок в воспитании и исправлять их, третьи считают, что воспитанием должны заниматься педагоги, так как это их обязанность.
В процессе разнообразных форм взаимодействия, систем мероприятий, открытости, доброжелательности педагогов помогают установить с родителями контакт и необходимую поддержку, включать их в реальное сотрудничество и устанавливать партнёрские отношения для решения данной цели — коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников. Обогащает родителей теоретическими знаниями, расширяет знания о проблемах психоэмоционального развития детей, развивает их внутренний потенциал. Родители учатся снимать психоэмоциональное напряжение, управлять своим внутренним состоянием, эффективно взаимодействовать с детьми и педагогами.
Использование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества ДОУ и семьи способствуют формированию адекватной родительской позиции, созданию благоприятного психологического климата в семье, изменению стиля воспитания. У детей снижается возбудимость, тревожность, агрессивность, повышается самооценка и уверенность в себе, им легче общаться с взрослыми и сверстниками.
Возможно, это одна из главнейших задач в работе педагога — понять причины эмоционального неблагополучия ребенка, которое негативным образом сказывается на его личностном развитии, и помочь родителям — всем и каждому в отдельности — исправить все отрицательные факторы и создать эффективные условия общения в семье.