Елена Ахатова
Сохранение психологического здоровья семей воспитанников средствами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение психологического здоровья семей воспитанников средствами арт-терапии.
Работа с родителями является не только одним из важных направлений деятельности психолога, но и необходимой для закрепления достигнутого результата. Частая тема обращений родителей дошкольников – страх, тревога, агрессия. Именно папы, мамы и законные представители обращаются к психологу с запросом, «надеясь «исправить» или «починить» ребёнка с минимальным приложением собственных усилий». Однако самих родителей часто по жизни сопровождают комплексы (или внутренние установки) полученные ими в детстве. Тревожные родители передают своё эмоциональное состояние детям. Агрессивные родители тоже невольно прививают навыки агрессии своему чаду.
Публикация «Сохранение психологического здоровья семей воспитанников средствами арт-терапии» размещена в разделах
Так же недавнее расставание и последующее примирение родителей, частые рабочие поездки мамы и папы, разговоры и ожидание поступления в первый класс и многие другое – все это может привести к увеличению тревоги и страха. Это приводит к появлению невротического поведения, эмоциональных срывов, который мешают и ребенку,и течению ежедневной жизни всей семьи. Признать страх не просто, особенно, когда об этом не знаешь, как рассказать, чтобы не показаться слабым или смешным. Когда ребенок чувствует себя некомфортно, чего-то боится или на что-то сердится – а часто это бывает один и тот же объект, человек, событие - то он ощущает себя одиноким в своем переживании. Трудно говорить про страх. Когда сложно о чем-то рассказать словами на помощь приходит язык творчества и арт-терапии – краски, карандаши, пластилин помогают выразить то, что внутри. Работа со страхом и тревогой обычно проходит поэтапно. В своей работе с семьей я пользуюсь техниками арт-терапии.
Арт-терапия - это метод психологической коррекции при помощи творчества. Занятие творчеством не только помогает справиться с негативным эмоциональным состоянием, но и развивать личность ребёнка, речь,мелкую моторику, воображение, мышление, раскрыть его творческий потенциал. Так же в течение занятия снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления,налаживаются дружеские взаимоотношения,уважение. Так же занятия арт-терапией проводятся с детьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации: потерявшие одного из родителей, находящиеся под опекой, на учете у специалистов-медиков, то есть с теми, которые нуждаются в дополнительной психологической помощи. Каждое занятие является многоцелевым, направлено на решение наиболее часто встречающихся проблем. Арт-терапия не навязывает им «внешних», «механических» средств разрешения проблем, а «запускает» внутренние ресурсы и способствует гармонизации эмоционального состояния родителей. При выполнении различных заданий развиваются волевые качества, преодолевается боязнь, глаз учится следить за тем, что делает рука. Арт-терапия может помочь семьям осознать и разобраться в следующих вопросах: семейном взаимодействии, особенностях общения членов семьи, происхождении семьи, истории семьи, текущих семейных проблемах, индивидуальных проблемах членов семьи. Арт-терапия может предоставить семье новый опыт общения и самовыражения и дать психологу информацию о том, каким образом взаимодействуют члены семьи и как они разрешают свои проблемы. Сталкиваясь с новой ситуацией (в данном случае, это совместное рисование, семья может реагировать теми же самыми эмоциональными проявлениями, которые характерны для обычной жизни. Создаваемые образы могут предоставлять озарение о том, как члены семьи воспринимают друг друга, а также каким образом семья, как целое, влияет на каждого своего члена. По результатам совместной работы я даю рекомендации, как обращаться со сложной психологической темой впоследствии.
Я хочу поделиться упражнениями,которыми пользуюсь.
Упражнение "Остров"
Семье предоставляется большой лист бумаги, на котором предлагается создать рисунок или коллаж совместными усилиями. Задание может быть вербальным или невербальным. Предлагается: «Нарисуйте себя, живущими на острове». Психолог может сопровождать процесс и обычно провести обсуждение с членами семьи после того, как процесс создания образа завершен. Далее можно обсудить, как каждый видит проблему и ее разрешение.
"Семья растений"
Предлагается маме и ребенку нарисовать себя в виде растений. Рассказать друг другу о своих растениях. Обсудить, что удивило, что есть общего в рисунках. Подумать, соответствуют ли представления матери о себе тому, как видит ее ребенок.
"Рисунок настроения"
Попросить ребенка изобразить свое настроение или палитру чувств только при помощи цвета, линий или форм. Можно представить, как выбранные краски исполняют на листе бумаги танец.
"Сказка о любимой вещи"
" Найдите предмет, который вам больше всего нравится, попросите своего ребенка сделать то же самое".Далее нужно представить, что предмет ожил и рассказывает историю своей жизни. Произнести монолог от имени нарисованного предмета, познакомить с ожившими предметами ребенка и других членов семьи. Создать совместную сказку с участием любимых предметов".
"Диалог цветов"
Используя краски, выбрать один цвет, который нравится сегодня больше всего. Попросить ребенка сделать то же самое. "Рисуйте с ним на одном листе бумаги выбранными цветами по очереди. Попробуйте порисовать молча, не договариваясь. Обращайте внимание на взаимодействие цветов в рисунке. Подумайте: возникает диалог или монолог? Кто в разговоре ведущий? Поделитесь с ребенком своими переживаниями, возникшими в процессе рисования. Подберите ассоциации к рисунку, придумайте название".
"Знак "Стоп"
Помогает контролировать свое поведение, агрессию. Рисуем на листе знак "стоп".Когда в голову приходит негативная мысль,представляем себе этот образ и повторяем про себя.
Рисование нетрадиционными методами, раскрашивание и т. д.
Например: восковыми мелками, пальчиковыми красками, нитками, акварельными красками,мыльными пузырями и т. д.
Рисовать можно: каракули (с закрытыми глазами, затем открываем их и превращаем каракули в различные предметы, мандалу (их в свою очередь можно создавать из различных материалов, музыку (слушаем музыкальное классическое произведение и рисуем то, что чувствуете во время прослушивания, рисование страха (потом делаем из него что-то смешное, свою планету или страну (обсуждаем, кто на ней живёт, какая она, хорошее настроение, любимое животное, мечту, эмблему или герб семьи (выполнять лучше вместе с ребёнком, помогает сблизиться с ним) и т. д.
Техника марания (разбрызгивание красок).
Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.
"Кляксы".
На одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть. Получится оригинальный рисунок. Можно дать название своему шедевру.
Техника «Мандала»
Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности. Снимает напряжение и стресс.
Рисование на мокрой бумаге.
Необычный рисунок может получиться, Ее нужно выполнить на заранее смоченной бумаге. Краски растекаются и смешиваются на мокрой бумаге, это доставит ребенку особое наслаждение. Подарит много положительных эмоций и маме.
Рисование мыльными пузырями.
Для рисования мыльными пузырями нужны трубочки,мыльный раствор и пищевые краски. Из цветных пузырей получаются неповторимые узоры. Порадует и взрослых, и детей.
Я вам предлагаю рисунки наших детей.