Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Soft skills: компетенции педагога дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Soft skills : компетенции педагога дополнительного образования. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования : понятие, структура и особенности развития
Дополнительному образованию в системе российского образовательного сообщества в последние десятилетия уделяется достаточное внимание. Причиной этому служит ряд факторов: необходимость формирования у детей и подростков мотивации в выборе занятия по интересам и наличия качеств, связанных с мобильностью и возможностью смены деятельности, ранняя профессиональная направленность. Для работы с современным молодым поколением педагогам дополнительного образования необходимы компетенции нового формата.
Публикация «Soft skills: компетенции педагога дополнительного образования» размещена в разделах
Современное общество требует от системы образования воспитание целостной, вариативно мыслящей, творческой личности, способной принимать самостоятельные решения, обладающей коммуникативными навыками. Все эти качества воспитать и развить может педагог, который сам постоянно развивается, обладает профессиональной компетентностью и стремится к постоянному профессиональному развитию и личностному росту.
Основные профессиональные компетенции педагога определены профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», стандарт регламентирует деятельность педагога в дополнительном образовании для организации работы, направленной на формирование знаний, умений обучающихся в условиях творческой развивающей среды.
С 1 сентября 2022 года согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 года №652 действует обновленный профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.
Профессиональные стандарты в Российской Федерации разрабатываются в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05. 2012 г.
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, и его основная цель – планомерно внедрять профессиональные стандарты во все области экономики. В системе образования увеличивается количество
профессиональных стандартов по мере их утверждения.
Трудовой кодекс Российской Федерации определяет, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Современный педагог должен обладать широким кругозором, быть компетентным в своей профессиональной области, мобильным и способным быстро реагировать в стремительно изменяющихся социально- экономических условиях современного общества. Ведь развитие и формирование ребенка во многом зависит от окружающих его значимых взрослых, их личностных качеств и ценностной направленности личности. Если ребёнок посещает учреждение дополнительного образования, то таким значимым взрослым для него становится педагог дополнительного образования. Поэтому учитывая вызовы современного мира, требования, предъявляемые профессиональными стандартами к знаниям и умениям, особое внимание следует уделить личности педагогов дополнительных образовательных учреждений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д.
Личность - это понятие, охватывающее психологическую и социальную активность человека в его неповторимой индивидуальности.
«Формирование индивидуально-личностных свойств происходит в процессе постижения конкретным человеком информации о себе и об окружающем мире посредством присущего ему индивидуального стиля, окрашивающего определенным образом его эмоциональные, мотивационные, когнитивные и коммуникативные характеристики».
Профессионально- психологический портрет специалист характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально- психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с педагогом любого другого уровня и формы обучения.
Педагогическая деятельность педагога дополнительного образовательного учреждения идентична общепедагогической по структуре,
но отличается специализированными способами деятельности и приемами выполнения, будучи творческой и многоаспектной.
Можно по-разному оценивать качество и эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образовательного учреждения - все зависит от профессионализма конкретного человека, качеств его личности и других факторов. Соответствие склонностей и способностей специалиста предъявляемым к нему данной профессией требованиям - один из основных критериев правильного выбора профессии.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» предлагает определенный набор профессионально важных качеств, умений и требований, следование которых приводит к высоким интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. При этом, именно работа с детьми, в силу специфики её сферы деятельности предъявляет высокие требования к личностным качествам педагога, его способности противостоять постоянно возникающим стрессовым ситуациям.
Для каждой из трудовых функций в стандарте подробно описаны трудовые действия и необходимые для их осуществления умения и знания.
В свете вышеизложенного становится очевидно, что требования стандарта ориентированы прежде всего на профессиональную компетентность педагога, как показателя его готовности к данному виду деятельности. «Профессиональная компетентность - это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде».
Профессиональная компетентность педагога включает в себя и психолого-педагогическую компетентность трех составляющих его труда:
- педагогическую деятельность;
- педагогическое общение;
-личностное развитие педагога.
Таким образом, «психолого-педагогическая компетентность - это совокупность профессиональных, коммуникативных и личностных качеств педагога, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности таких профессионально-педагогических умений как :
- гностические - познавательные умения в области приобретения профессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
- организационно-методические - умения реализации учебно- воспитательного процесса, формирования мотивации» обучения,
организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся, формирования коллектива, организации самоуправления;
- «конструктивные - умения разработки технологических процессов, учебной документации и технологических карт, тестов»;
- проектировочные - умение применять сформированные компетенции, видеть перспективы собственного профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности;
- коммуникативные - умения строить общение с различными участниками образовательного процесса, регулировать процесс общения, организовывать обмен профессионально-значимой информацией или участвовать в нем;
- Специальные умения педагога - узкопрофессиональные умения в рамках своего предмета (умения петь, танцевать, шить, вязать, мастерить игрушки и т. д.).
В формировании и развитии личности ребенка основополагающая роль принадлежит профессиональной компетентности педагога. Ведь, как сказал К. Д Ушинский, «только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству».
Самостоятельное и/или управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций – профессиональный рост педагога.
Но в условиях стремительно меняющейся сфере образования, у современного педагога дополнительного образования в процессе актуализации компетенций возникают профессиональные дефициты, которые могут быть устранены системно, с учетом всех компонентов матрицы профессиональной готовности педагогов к осуществлению той или иной трудовой функции. Три основных компонента готовности - ценностный и технологический, их содержание наполняется с опорой на компетенции, предъявляемые профессиональным стандартом и выявленные индивидуальные дефициты. Для разных педагогов эффективными являются разные модели сопровождения, разные стили и форматы обучения. Они могут быть определены только с учетом особенностей педагогической практики конкретного образовательного учреждения, где и применяются в качестве инструмента для формирования индивидуальных маршрутов профессионального развития. Стимулирует и мотивирует педагогов методическая поддержка участия в инновационной деятельности, учет новых профессиональных достижений при прохождении процедуры аттестации, оценки критериев эффективности деятельности в рамках эффективного контракта и другие моральные и материальные поощрения. Можно отметить, что ключевую роль в успешности педагогов играет не столько конкретное обучение или наставничество, сколько статус
определённого педагога в социальном капитале учреждения, его социальные внутренние и внешние связи. Чем они плотнее и выше, тем успешнее, конкурентоспособнее педагог в своей профессиональной деятельности.
Современный педагог дополнительного образования : новые компетенции при реализации образовательных программ.
Скорость движения современного общества в соответствии с требованиями информатизации и глобального развития, новые профессии, появляющиеся на рынке труда, роботизация и усложнение производства, вызовы настоящего времени предъявляют высокие требования к профессионально-важным качествам педагогов дополнительного образования.
Вопросу развития профессиональных компетенций педагога дополнительного образования в условиях современного развития системы дополнительного образования детей посвящено много научно-методических статей, исследований.
Н. Н. Сабинина в ряду новых компетенций, которые требуется актуализировать или сформировать у современного педагога дополнительного образования, выделяет следующие:
коммуникативные компетенции, в частности необходимые для коммуникаций с сетевыми партнерами;
компетенции для реализации образования взрослых;
рискологические компетенции,
компетенции для реализации сетевого взаимодействия1.
В ракурсе реализации сетевого взаимодействия в профессиональном стандарте среди необходимых компетенций обозначены :
- умение анализировать имеющееся ресурсное сопровождение различных образовательных программ,
- умение находить заинтересованных лиц, партнеров для развития и организации форм взаимодействия с ними.
Сетевое взаимодействие в любом формате (реализации сетевого образовательного проекта или сетевой дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программы) в настоящее время, чаще всего, реализуется педагогами дополнительного образования в рамках опытно- экспериментальной и/ или инновационной деятельности.
Под готовностью педагога к реализации сетевого взаимодействия понимается отрефлексированная способность выявлять актуальные проблемы образовательного процесса и находить эффективные способы их решения через взаимодействие с сетевыми партнерами, что предполагает
высокий уровень коммуникативных компетенций, заинтересованное отношение педагога в создании партнерских, профессиональных отношений.
В условиях, когда коммуникативная компетентность заявлена как важная составляющая деятельности педагога, следует более детально рассмотреть ее составляющие и возможности применения в практической работе педагога дополнительного образования.
Исследователь Л. А. Петровская в состав коммуникативной компетентности включает как единый процесс знания, умения, которые позволяют осуществлять все этапы коммуникативного процесса.
Ю. Н. Емельянова рассматривает вопросы вербальной и невербальной коммуникации в рамках коммуникативной компетенции, отмечая необходимость развивать способности человека во взаимодействии с другими людьми, находящимися на разных жизненных этапах.
А. В. Мудрик заменяет понятие «коммуникативная компетентность» понятием «компетентность общения», в формате которого происходят коммуникативные процессы получения неких социальных установок.
Для Е. В. Руденского коммуникативная компетентность является единством внутренних личностных установок, которые необходимы человеку для определенных коммуникативных действий, определяемых когнитивными возможностями восприятия, оценки различных ситуаций, действия по правилам коммуникативного поведения и его коррекции.
Совместная работа педагога с сетевыми партнерами при проектировании сетевой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, решение организационных вопросов взаимодействия в рамках образовательного процесса вызывает затруднения у многих педагогов, особенно на начальном этапе. Во многом эти затруднения обусловлены недостаточным уровнем сформированности коммуникативных компетенций в междисциплинарном и/или межотраслевом профессиональном общении.
Формирование коммуникативных компетенций современного педагога дополнительного образования является актуальной задачей для системы методического сопровождения, системы управления кадровыми ресурсами в учреждении дополнительного образования.
Формирование рискологической компетентности связано с освоением новых трудовых функций, внедрение в деятельность педагога новых педагогических технологий является, по сути, инновационной деятельностью, соответственно, нельзя забывать о формировании рискологической компетентности педагога.
Педагогическая рискология является новым направлением в педагогической науке. Оно связано с поведенческим аспектом труда педагога, педагогическими рисками. Последние рассматриваются с позиций социального и психологического явлений.