Татьяна Шитова
Содержание коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Задачи коррекционной работы :
O выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка;
O преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.
Содержание коррекционной работы :
Публикация «Содержание коррекционной работы» размещена в разделах
O выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
O осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
O возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
O коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
O все специалисты осуществляют коррекционную работу.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса
Коррекционная работа в ДОУ проводится для детей с речевой патологией (общее недоразвитие речи, задержкой психоречевого развития (ЗПРР).
Дети с ограниченными возможностями здоровья не интегрированы в общеобразовательные группы, находятся в группе компенсирующей направленности.
Система комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
O непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
O образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
O самостоятельную деятельность детей;
O взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы организации:
O индивидуальная;
O подгрупповая.
Перечень коррекционных мероприятий :
O обследование воспитанников;
O изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
O заполнение речевых карт и карт обследования;
O анкетирование родителей;
O диагностика детей;
O выбор образовательного маршрута;
O подгрупповая и индивидуальная НОД;
O консультирование родителей, индивидуальные беседы;
O консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
O заседание коррекционной службы ДОУ;
O заседание ПМПк;
O обобщение передового опыта.
Обучение с квалифицированной коррекцией ведё тся высококвалифицированными специалистами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Обучение с квалифицированной коррекцией происходит в специально оборудованных кабинетах.
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
Успешное преодоление речевого и психического недоразвития у детей в специальных группах возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения, единого коррекционно – образовательного пространства и речевой среды.
В нашем детском саду выстроена чёткая система психолого-педагогического сопровождения. Каждый специалист детского сада работает по своим рабочим программам, составленным на основе АООП детского сада.
Модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом, в том числе личностном развитии, обеспечивающее их успешную социализацию и индивидуализацию.
В центре модели – ребёнок и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, учитель-логопед и психолог, в затем их помощники: инструктор физвоспитания, музыкальный руководитель, медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально-адаптированной личности, готовой к дальнейшему обучению в школе.
Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации и устанавливает статус обучающихся.
Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Взаимодействие специалистов, на примере работы группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Главным направлением развития данной категории детей является – речевое развитие. Именно поэтому, учитель-логопед, является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы в данной группе, он работает не только над постановкой звуков, но и, совместно с воспитателями, способствует созданию речевой среды в ДОУ, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации.
Педагог-психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления личности и формированию навыков общения.
Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательное пространство детского сада качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
Медицинский работник следит за общим состоянием здоровья воспитанников.
Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.
Инструктор по физвоспитанию развивает и укрепляет общую моторику.
Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы и вопросам коррекции речевых и слухоречевых нарушений.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
O диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
O проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
O сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
O аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк, который решает задачу взаимодействия специалистов.