Ирина Веренцова
Содержание и обоснование программы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость разработки программы по развитию навыков здорового образа жизни у дошкольников обусловлена результатами диагностики, проведенной в старшей группе МБДОУ детский сад «Солнышко», Ростовская область, Обливский район, поселок Средний Чир.
Целью программы «Учусь быть здоровым» является формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
Публикация «Содержание и обоснование программы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Расширить представления дошкольников о своем организме, здоровье, способах его сохранения, влиянии окружающей среды на здоровье (когнитивный компонент).
2. Воспитывать ценностное отношение к здоровью, стремление и желание вести здоровый образ жизни, интерес к приемам и способам сохранения здоровья (эмоционально-мотивационный компонент).
3. Развивать навыки выполнения гигиенических, оздоровительных, закаливающих мероприятий, здорового питания, охраны и укрепления своего здоровья, взаимодействия с окружающей средой (поведенческо-деятельностный компонент).
Количество занятий – 15. Программа реализуется в течение 4-6 недель.
Программа разработана с опорой на следующие принципы:
1. Достоверность – информация, предлагаемая детям, основана на научных фактах.
2. Доступность – научная информация адаптирована для восприятия детьми дошкольного возраста, имеет четкую логику изложения.
3. Наглядность, занимательность – в образовательный материал включаются образные, яркие примеры, сведения, вызывающие эмоциональный отклик у детей; используются художественные произведения и произведения русского фольклора (загадки, поговорки, пословицы, наглядность.
4. Активность – в образовательном процессе используются активные формы работы : наблюдение, экспериментирование, элементарные опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проблемные ситуации и т. д.
5. Осознанность – формирование навыков происходит на основе понимания дошкольниками сущности предметов и явлений окружающей действительности, различных видов деятельности.
Условия реализации программы формирования здорового образа жизни у дошкольников :
- учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (способность обобщать и систематизировать полученные представления, образность мышления и др.);
- рациональная организация режимных моментов (утренней зарядки, прогулок, режима питания, послеобеденного сна, гимнастики после сна и т. д.);
- оптимальная организация двигательного режима дошкольников (физкультурные занятия, подвижные игры на прогулках, физпаузы, минутки здоровья и психологической разгрузки и т. д.);
- проведение закаливающих процедур (полоскание полости рта прохладной водой, хождение босиком по полу группы, по траве и грунту в летний период, обливание ног прохладной водой, хождение по массажным дорожкам и т. д.);
- организация в дошкольном учреждении и в группе спортивных, оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, эстафеты, развлечения и т. д.);
- организация совместной работы детского сада и родителей по развитию у детей представлений и навыков здорового образа жизни.
Основными формами и методами работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни являются следующие : занятия, экскурсии, эколого-оздоровительные прогулки, игры, наблюдения, проблемные ситуации, ситуационные задачи.
Во время занятий, экскурсий, игр, эколого-оздоровительных прогулок используются такие методы как рассказы, беседы, чтение художественной литературы, произведений русского фольклора.
Рассказ может сопровождаться показом способов действий или демонстрацией иллюстраций и используется для формирования конкретных представлений о здоровом образе жизни. С целью ознакомления, углубления, расширения представлений используется беседа. Детская художественная литература дает широкие возможности для развития представлений о здоровом образе жизни, т. к. дети дошкольного возраста используют образы литературных героев для оценки себя и других людей, осмысливают не только поступки, но чувства, мысли героя.
При реализации программы по формированию здорового образа жизни у дошкольников можно использовать такие детские книги. О физкультуре и спорте: А. Барто «Зарядка», В. Берестов «Как я плавать научился», С. Л. Прокофьева, Г. В. Сапгир, В. Г. Гришин «Румяные щеки», В. Суслов «Про Юру и физкультуру». О закаливании: В. Лебедев-Кума «Закаляйся!», С. Михалков «Про мимозу», Р. Ротенберг «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья», Семенова И. И. «Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой, М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял». О правильном питании: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Г. Юдин «Главное чудо света», М. Яснов «Обжора», В. Суслов «Тощий Тимка», Ш. Галиев «Витаминные буквы. Находка с загадкой». О гигиене: С. Михалков «Гребешок», Э. Мошковская «Доктор, доктор, как нам быть?», К. А. Пармз «Путешествия Джуно. Про зубную щетку», К. А. Пармз «Путешествия Джуно. Про гребешок», М. Яснов «Я мою руки», Л. Яхнина «Микробы и мыло» и др.
Содержание программы представлено несколькими разделами:
- Я, мой организм, мое здоровье.
- Окружающая среда и здоровый образ жизни.
- Мы и физкультура.
- Полезные и вредные привычки.
- Соблюдаем режим дня.