Ирина Веренцова
Содержание и обоснование программы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость разработки программы по развитию навыков здорового образа жизни у дошкольников обусловлена результатами диагностики, проведенной в старшей группе МБДОУ детский сад «Солнышко», Ростовская область, Обливский район, поселок Средний Чир.
Целью программы «Учусь быть здоровым» является формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
Темочки:
1. Расширить представления дошкольников о своем организме, здоровье, способах его сохранения, влиянии окружающей среды на здоровье (когнитивный компонент).
2. Воспитывать ценностное отношение к здоровью, стремление и желание вести здоровый образ жизни, интерес к приемам и способам сохранения здоровья (эмоционально-мотивационный компонент).
3. Развивать навыки выполнения гигиенических, оздоровительных, закаливающих мероприятий, здорового питания, охраны и укрепления своего здоровья, взаимодействия с окружающей средой (поведенческо-деятельностный компонент).
Количество занятий – 15. Программа реализуется в течение 4-6 недель.
Программа разработана с опорой на следующие принципы:
1. Достоверность – информация, предлагаемая детям, основана на научных фактах.
2. Доступность – научная информация адаптирована для восприятия детьми дошкольного возраста, имеет четкую логику изложения.
3. Наглядность, занимательность – в образовательный материал включаются образные, яркие примеры, сведения, вызывающие эмоциональный отклик у детей; используются художественные произведения и произведения русского фольклора (загадки, поговорки, пословицы, наглядность.
4. Активность – в образовательном процессе используются активные формы работы : наблюдение, экспериментирование, элементарные опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проблемные ситуации и т. д.
5. Осознанность – формирование навыков происходит на основе понимания дошкольниками сущности предметов и явлений окружающей действительности, различных видов деятельности.
Условия реализации программы формирования здорового образа жизни у дошкольников :
- учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (способность обобщать и систематизировать полученные представления, образность мышления и др.);
- рациональная организация режимных моментов (утренней зарядки, прогулок, режима питания, послеобеденного сна, гимнастики после сна и т. д.);
- оптимальная организация двигательного режима дошкольников (физкультурные занятия, подвижные игры на прогулках, физпаузы, минутки здоровья и психологической разгрузки и т. д.);
- проведение закаливающих процедур (полоскание полости рта прохладной водой, хождение босиком по полу группы, по траве и грунту в летний период, обливание ног прохладной водой, хождение по массажным дорожкам и т. д.);
- организация в дошкольном учреждении и в группе спортивных, оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, эстафеты, развлечения и т. д.);
- организация совместной работы детского сада и родителей по развитию у детей представлений и навыков здорового образа жизни.
Основными формами и методами работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни являются следующие : занятия, экскурсии, эколого-оздоровительные прогулки, игры, наблюдения, проблемные ситуации, ситуационные задачи.
Во время занятий, экскурсий, игр, эколого-оздоровительных прогулок используются такие методы как рассказы, беседы, чтение художественной литературы, произведений русского фольклора.
Рассказ может сопровождаться показом способов действий или демонстрацией иллюстраций и используется для формирования конкретных представлений о здоровом образе жизни. С целью ознакомления, углубления, расширения представлений используется беседа. Детская художественная литература дает широкие возможности для развития представлений о здоровом образе жизни, т. к. дети дошкольного возраста используют образы литературных героев для оценки себя и других людей, осмысливают не только поступки, но чувства, мысли героя.
При реализации программы по формированию здорового образа жизни у дошкольников можно использовать такие детские книги. О физкультуре и спорте: А. Барто «Зарядка», В. Берестов «Как я плавать научился», С. Л. Прокофьева, Г. В. Сапгир, В. Г. Гришин «Румяные щеки», В. Суслов «Про Юру и физкультуру». О закаливании: В. Лебедев-Кума «Закаляйся!», С. Михалков «Про мимозу», Р. Ротенберг «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья», Семенова И. И. «Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой, М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял». О правильном питании: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Г. Юдин «Главное чудо света», М. Яснов «Обжора», В. Суслов «Тощий Тимка», Ш. Галиев «Витаминные буквы. Находка с загадкой». О гигиене: С. Михалков «Гребешок», Э. Мошковская «Доктор, доктор, как нам быть?», К. А. Пармз «Путешествия Джуно. Про зубную щетку», К. А. Пармз «Путешествия Джуно. Про гребешок», М. Яснов «Я мою руки», Л. Яхнина «Микробы и мыло» и др.
Содержание программы представлено несколькими разделами:
- Я, мой организм, мое здоровье.
- Окружающая среда и здоровый образ жизни.
- Мы и физкультура.
- Полезные и вредные привычки.
- Соблюдаем режим дня.
Тематическое планирование представлено в таблице 2.
Таблица 2. Тематическое планирование по формированию здорового образа жизни в группе
Названия разделов
Цели разделов
Содержание разделов
Количество занятий
Я, мой организм, мое здоровье
Развивать первоначальные представления о своем организме и навыки заботы о нем.
Организм человека, части тела. Правила ухода за различными частями тела. Наши чувства и настроение. Их влияние на состояние организма. Здоровье и болезнь. Причины возникновения болезней. Правила поведения во время болезни. Лечение без таблеток.
3
Окружающая среда и здоровый образ жизни
Развивать представления о связи состояния здоровья и состояния окружающей среды и навыки взаимодействия с окружающей средой.
Окружающая среда и здоровье человека. Особенности жизни в большом городе. Факторы угрозы здоровью. Выбор места для отдыха. Польза физической подвижности.
3
Мы и физкультура
Развивать навыки двигательной активности, дать представление о значении двигательной активности для здоровья
Двигательные качества человека и их развитие. Значение физических упражнений для здоровья. Виды спорта и спортивных игр. Народные традиции физической культуры Необходимость выполнения утренней гимнастики. Моя семья и физкультура.
3
Полезные и вредные привычки
Развивать осознанное отношение к привычкам, расширять представление о полезных и вредных привычках.
Какие бывают привычки, вредные и полезные для здоровья? Мои любимые продукты. Реклама и здоровье. Мои любимые занятия. Движение – это жизнь и здоровье. Влияние вредных привычек на здоровье человека.
3
Соблюдаем режим дня
Дать представление о рациональном режиме дня, развивать навыки рационального питания, отдыха, двигательной активности.
Что такое «режим дня»? Правила здорового питания. Необходимость ежедневных прогулок. Отдых. Сон и его значение для здоровья. Физкультура и спорт в режиме дня.
3
В качестве примера приведем разработку одного из занятий программы.
Занятие № 1. (Раздел «Окружающая среда и здоровый образ жизни».)
Экскурсия «Я живу в большом городе».
Цель: развитие навыков взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
1. Дать представления о факторах угрозы здоровью в городе и способах ограничения их влияния.
2. Развивать навыки взаимодействия со средой (замечать угрозу здоровью, выбирать место для прогулки).
3. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других. Вводный этап.
Воспитатель объявляет детям, что они сегодня отправятся на экскурсию по улицам города. Уточняет, как называется город, в котором они живут; большой ли это город. Задает вопрос: «Как вы думаете, что в нашем городе может плохо влиять на наше здоровье?» Дает задание: «Найдите на экскурсии все, что может плохо влиять на наше здоровье».
Основной этап.
Воспитатель обращает внимание детей на загрязненный воздух, шум, потоки машин и людей на улицах города. Выясняют, почему воздух в городе грязный (выхлопные газы, дым из заводских труб). Проводят опыт. Если экскурсия проводится зимой, набирают в миску снег и рассматривают его, наблюдают загрязнения. Если экскурсия проводится в летнее время, проводят ватным диском по листьям деревьев около дорог.
Выясняют, как могут все названные факторы влиять на здоровье человека (человеку трудно дышать, он может заболеть, он устает от шума, можно попасть под машину и т. д.).
Проводится дидактическая игра «Что изменилось?» Воспитатель кладет перед детьми 5-6 картинок с изображением городских объектов (машины, заводские трубы, улицы и т. д.). Детям предлагают рассмотреть картинки и запомнить их расположение. Затем ребятам предлагают отвернуться, в это время педагог меняет картинки местами. Затем предлагается восстановить первоначальное расположение картинок.
Выясняют, какие места в городе самые безопасные для здоровья и почему (парки, скверы, детские площадки; места, которые далеко от дороги и где много деревьев).
Совместно с воспитателем дети решают проблемную ситуацию «Место для прогулки». Бабушка предложила тебе приехать к ней на выходной день. «Напечем с тобой пирогов, поиграем в новую игру, а потом пойдем на прогулку. Подумай, куда нам лучше отправиться гулять», - сказала она. Какое место для прогулки ты выберешь?
Проводится дидактическая игра «Городок здоровья». «Мы хотим создать свой городок, где все жители будут здоровые, бодрые. Какие вещи, изображенные на картинках мы возьмем в этот городок?» - говорит воспитатель. Ребенок должен назвать изображенный предмет, способствующий здоровому образу жизни, рассказать, как он помогает быть здоровым. (На картинках изображены машины, заводские трубы с идущим дымом, сквер, парк, парковка, детская площадка и т. д.).
Заключительный этап.
В заключение воспитатель просит перечислить те предметы в городе, которые помогают человеку быть здоровым, и те, которые могут испортить здоровье.
Полностью программа «Учусь быть здоровым» представлена в приложении Д.
Нами были составлены рекомендации педагогам дошкольной образовательной организации в аспекте развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по успешной реализации составленной программы.
В ходе реализации программы необходимо :
- учитывать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
- принимать во внимание задачи дошкольной образовательной организации и существующие условия;
- опираться на принципы, направления формированию здорового образа жизни, определенные ФГОС ДО и примерной образовательной программой;
- учитывать результаты первичной диагностики развития навыков здорового образа жизни.
Критериями эффективности разработанной программы являются следующие :
- Дети имеют представления о своем организме, здоровье, способах его сохранения, влиянии окружающей среды на здоровье.
- Дети стремятся вести здоровый образ жизни, проявляют интерес к приемам и способам сохранения здоровья.
- Дети умеют выполнять гигиенические процедуры, утреннюю зарядку и зарядку после сна, некоторые закаливающие мероприятия (босохождение, обтирание и др., различать полезные и вредные продукты питания, знают некоторые правила взаимодействия с окружающей средой.
Таким образом, была составлена программа по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Учусь быть здоровым». Особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие практических навыков здорового образа жизни у дошкольников, и в ходе ее реализации обучение детей происходит, по большей части, в практической деятельности: на экскурсиях, эколого-оздоровительных прогулках, в играх, театрализованной деятельности, при постановке опытов, в процессе наблюдений и решения проблемных ситуаций.