Любовь Кулешова
Социальный проект для дошкольников «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Портфолио социального проекта :
Документальный блок:
Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Публикация «Социальный проект для дошкольников „Семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Проведя, анкетирование среди своей старшей группы – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, о семейных праздниках и традициях. Как изменить такое положение?
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, создать доверительный, доброжелательный коллектив родителей для сотрудничества.
Тема исследования: «Семья».
Объект исследования: семьи детей
Предмет исследования: история семьи каждого ребёнка
Тип проекта : информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья»,
Проблема: В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи. А, ведь еще древние педагоги считали, что воспитывать детей нужно в любви и уважении к родителям и почитании предков, растить будущего семьянина с малых лет. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.
Задачи:
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
• Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействии.
• Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
• Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Проблемы, на решение которых направлен проект :
1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
2. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
3. Разобщенность между семьей и детским садом.
Этапы работы над проектом :
1 этап – определение темы;
2 этап – составление плана и распределение заданий детям;
3 этап – сбор информации, рассматривание, обсуждение и анализ
выполнения заданий;
4 этап – обобщение информации и оформление данных;
5 этап – презентация проекта;
6 этап – анализ проекта.
Реализация работы над проектом по этапам
1 этап
Постановка вопроса и определение темы;
выяснение актуальности;
совместно с педагогом обсуждение темы;
определение проблемы;
привлечение к проекту родителей;
консультации, беседы по данной теме, просмотр фильма о жизни детей в детском саду.
2 этап
Составление плана,
распределение заданий,
подбор материала,
объяснение заданий,
внесение мероприятий в план образовательной деятельности,
рассматривание способы добывания информации,
Объяснение заданий и консультации по реализации проекта, беседы о истории и взаимоотношениях в семье,
Анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи»
3 этап
Сбор материалов, приносимых детьми, организация продуктивной деятельности: аппликация, рисование, лепка;
беседы; чтение художественной литературы;
разучивание песен, стихов на семейную тематику;
помощь в составлении рассказов из личного опыта;
продуктивная деятельность: сюжетно-ролевые и дидактические игры;
составление мини-рассказов о том, почему именно так назвали своего ребенка.
4 этап
Рассматривание альбомов «Моя семья», «Семейные традиции» и «Наша дружная семья», обсуждение и рассказы детей о своих семьях.
Чтение выученных заранее стихов.
Беседы о семейных традициях, увлечениях, интересах
5 этап
Организация семейного информационно-развлекательного мероприятия
«Про семью, про дружную - всем такую нужную» (В стихотворной форме дети рассказывали о семейных традициях, как почитали и уважали на Руси, как распределялись обязанности между членами большой семьи).
Дети составляют рассказы о семьях, учат стихи и песни, принимают активное участие в мероприятии, подготавливают выступление на мероприятии в соответствии со своими интересами.
6 этап
Подведение итогов проекта,
Высказывание детьми своих впечатлений о проекте
Высказывание впечатлений родителей о проекте
Выполнение проекта.
Виды совместной деятельности (Приложение 1)
Развитие речи
Интегрированные занятия:
Составление рассказов на тему: «Моя семья», «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу стать», «Мамин портрет»,
«Как я помогаю дома»
Беседы: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду»
Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».
Познавательное развитие
Познавательные занятия: «Моя семья», «Профессии», «Мое имя», «Наши права и обязанности», «Моя Родина», «Мой город – Нальчик», «Наши имена», «Герб моей семьи», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Семейные праздники и традиции».
Тематические беседы: «Права и обязанности в семье», «Моё имя», «Кем работают мои родители?», «Моя дружная семья», «История семьи», «Традиции моей семьи», «Папа мой лучший друг», «Любимый отдых членов семьи», «Наши выходные», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Мой родной город».
Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?»
Составление плана квартиры, комнаты, группы, детского сада, участка.
Подбор фотографий на тему «Моя семья».
Создание альбома: «Нальчик», «Моя семья», «Наша группа - день за днем»
Рассматривание семейных фотоальбомов
Знакомство с профессиями родителей.
Пословицы и поговорки о семье.
Дидактические игры, направленные на формирование доброжелательных отношений «Добра желай - добро наживай».
Чтение художественной литературы
Чтение произведений С. Капутикян, Р. Гамзатова, Ю. Яковлева, Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, В. Осеевой, К. Д. Ушинский «Лекарство», В. Катаев «Цветик – семицветик» Пермяк «Для чего руки нужны», С. Чёрный «Когда никого нет дома», А. Майков «Внучка», О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка», Я. Аким «Моя родня», «Кто кому кто?», А. Барто «Перед сном», М. Бородицкая «Ждем брата», О. Липатова «Я люблю свою сестричку», Л Толстой «Отец приказал сыновьям», «Дед и внук», Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», И. Ищук «У деда Вани», М. Яснов «Вот как я семью нарисовал»Е. Благинина «Посидим в тишине». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», ненецкая сказка «Кукушка», Морозко.
Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама».
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Обсуждение прочитанного материала
Социально-комуникативное
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения».
Игры – драматизации, игры – инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки»
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Права детей», «Моя комната», «Найди предметы».
Труд
• Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, полить цветы, пропылесосить, поддерживать порядок в своей комнате и т. д.
• Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
• Трудовые поручения в группе и дома.
Безопасность
• Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».
• Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».
• Совместно с детьми разработать правила чистюли.
• Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.
Художественно-эстетическое
Художественное творчество
• Рисование на темы: «Моя семья», «Выходные в семье», «С кем я живу», «Портреты членов семьи.
Физическое развитие
Физкультура
• Создание условий для подвижных игр и игровых упражнений с пособиями и атрибутами физкультурного уголка
• Подвижные игры, хороводные и народные игры, игровые упражнения
• Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна
• Физкультурный досуг: «Мама, папа, я – спортивная семья»
Здоровье
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок:
• Предметные картинки, художественная литература по теме «Семья»
• Тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Люди разных народов»
Центр сюжетно-ролевых игр:
• Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Семья», «Больница», «Строители», «Салон красоты», «Супермаркет», «Дом мод»
Центр продуктивной деятельности:
• Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с семьёй (Приложение 2)
• Анкетирование: «Семья глазами ребенка», «Мой стиль воспитания в семье», «Права и обязанности детей», «Общение в семье», «Сотрудничество детского сада и семьи»
• Родительские собрания
• Совместный досуг.
• Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Помогаем детям вместе», «Искусство быть родителем», «Нам традиции важны», «Семья и семейные традиции», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Характер ребенка зависит от нас»
• Создание альбомов «Моя семья»
• Опыт семейного воспитания (мини сочинения)
• Конкурс «Герб моей семьи»
Итог:
Выставка рисунков:
• «Моя семья» (Приложение 3)
Написание сочинений «Папа, мама, я – дружная семья» (Приложение 4)
Сводная – информационно – диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье (Приложение 5)
1. Дети знают:
- прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи;
-в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.
-пополнился словарный запас;
-приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
-научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста;
-развито чувство гордости за свою семью.
2. В процессе работы над проектом я, как и дети подробно изучила семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. По ходу проекта появились некоторые затруднения:
В группе есть неполные семьи. Разная национальность членов семьи.
У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.
Оценка результатов (Приложение 6) :
Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта стала активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
А для этого нужно выстраивать отношения взаимосотрудничества и взаимопомощи, чтобы цепочка Детский сад-ребенок-семья, стал треугольником, в котором нет острых углов, а есть хорошо налаженная взаимосвязь.
Вывод:
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Демонстрационный блок:
Приложение 1.
Виды совместной деятельности.
Приложение 2.
Взаимодействие с семьей.
Приложение 3.
Выставка рисунков «Моя семья»
Приложение 4.
Написание сочинений «Папа, мама, я – дружная семья»
«Кто подарил нам этот мир!»
Федосов Давид, воспитанник средней группы,
МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный» Чегемского муниципального района
Кабардино – Балкарской Республики
История моей семьи.
Моя прабабушка – Григорян Лена Аванесовна, родилась 12 января
1932 года в городе Степанокерте. Когда началась война, ей было 9 лет.
Ее папа ушел на фронт, в семье они осталась одни - мама и пятеро детей. Голодно было и холодно, не было еды, одежды, с 10 лет ее вместе с детьми из школы возили в соседний колхоз работать. Работа была очень тяжелая – собирали колоски, чай, но тяжелее всего было собирать колючий хлопок, дети плакали, но собирали. Долгими вечерами они теребили овечью шерсть, из которой потом пряли и вязали варежки для фронтовиков. И каждый мечтал, что его варежки попадут к любимому папе, который воевал с врагом. Ее мама работала в госпитале, и бабушка ходила помогать ей. День Победы она встречала в палате, где раненые солдаты плакали от радости, целовали, обнимали ее и говорили: «Все дочка, Победа! Конец войне, жди папку домой. Она этот день запомнила на всю жизнь!
Приложение 5.
Сводная – информационно – диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
В группе 38 детей, среди которых была проведена диагностика на тему «Моя семья» в начале и в конце реализации этапов проекта
Темы проекта Прошлое семьи Могут составить рассказ о членах семьи Пополнение словарного запаса по теме Уважение к взрослым Развитие гордости за сою семью
В начале проекта 6 16 18 25 23
В конце проекта 30 32 36 38 38
Вывод: диагностика показала положительную динамику в результате реализации проекта.
Вывод: по данным диагностики видна положительная динамика результатов по выявлению знаний у детей о своей семье.
Приложение 6.
Оценка результатов работы с родителями.
Активность семей в мероприятиях Взаимосотрудничество и взаимопомощь
В начале проекта 23 27
В конце проекта 35 37
Вывод: проект показал, что родителям интересна данная тема, в ходе проведения проекта родители стали более активно участвовать в жизни детского сада, посещать мероприятия, быстро откликаются на просьбы воспитателя.