Ирина Медведева
Социальный проект как один из резервов социально-личностного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект является одним из видов и способов развития современного общества, который представляет собой определенную цепочку мероприятий, акций, реализация которых решает задачи, значимые для общества. Активные члены общества хотят решать актуальные проблемы. Проекты создаются отдельными лицами или организациями, заинтересованными в поддержке гражданских инициатив, в развитии образования, науки, истории и культуры.
Публикация «Социальный проект как один из резервов социально-личностного развития дошкольника» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально-значимые проекты ограничены по времени (как в создании, так и в реализации). При их реализации происходит объединение ресурсов государства, бизнес-сообщества и активных членов общества. При этом происходит включение в решение общих проблем самых разных категорий населения. Каждый в силах внести свой вклад, при этом вовлекается максимальное количество участников.
Какие социальные проекты бывают?
Научно-технические, образовательные, защитно-правовые, воспитательные, благотворительные, культурные.
Но, каким-бы ни был проект, всегда целью социального проекта является привлечение внимания общественности и государственных органов власти к решению или предупреждению проблем в различных областях, улучшение качества жизни населения
Как создать социальный проект?
1. Определить идею проекта.
2. Определить цели и задача проекта.
3. Расписать содержание деятельности проекта.
4. Определить бюджет проекта.
5. Определить ресурсы для реализации проекта.
Идея, как правило, возникает при обнаружении недостатков и проблем в самых разных отраслях общественной жизни.
На современном этапе развития общества одной из наиболее актуальных становится проблема социализации детей и подростков. Действительно, успешная адаптация в мире людей и нахождение в нём своего места, реализация собственного потенциала, играют огромную роль в становлении человека. Опыт отношений с другими людьми, полученный в детские годы, определяет дальнейшее развитие личности ребёнка. Именно поэтому мы считаем, что уже в дошкольном возрасте ребёнку важно предоставить возможность активного позитивного взаимодействия с социумом. А разработка и реализация совместных социально значимых проектов, привлечение дошкольников к активному участию в социальных акциях, является, на наш взгляд, основой формирования собственного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой, его активной жизненной позиции. Конечно, мы не решаем с дошкольниками глобальные социальные проблемы. Но помочь малышам из соседней группы быстрее адаптироваться к детскому саду, напомнить водителям о соблюдении правил перевозки детей, подготовить своими силами концерт ко Дню пожилого человека, поздравить ветеранов ВОВ и тружеников тыла, всей семьей соблюдать правила здорового образа жизни — это нам вполне по силам.
Приведем примеры социально-значимых проектов, акций, мероприятий, которые были реализованы, либо реализуются, в нашем ДОУ.
Социальный проект «Здоровый образ жизни»
Питание в нашем мире требует особого подхода, перехваты по дороге вредной пищи (хот-дог, гамбургер) являются нормами жизни, и доля тучного населения с различными отклонениями в здоровье возрастает ежегодно. Современные люди малоподвижны, но при этом употребляют много пищи, подвержены вредным привычкам.
Наш проект в области поддержания здоровья и активного образа жизни имеет целью разрешить несколько задач:
сформировать у дошколят и членов их семей бережное отношение к здоровью;
обучить профилактике, сохранению и укреплению здоровья.
Здесь на помощь педагогам ДОУ приходят социальные партнеры: ТОГБУЗ № 2, Центр краеведения и туризма, МБУ Центр патриотического воспитания им. генерала армии Н. Е. Рогожкина. Проводимые в рамках акции совместные мероприятия: «День здоровья», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Джунгли зовут», «Яблочко» и др. подарили немало радостных минут как детям, так и взрослым.
Социальный проект «Экология»
Передовые масштабные проекты экологической направленности, будучи воплощенными в реальность, поддерживают природные экосистемы, хотя ежегодно становится более проблематично это сделать. Мы же в рамках своего «детсадовского» проекта тоже можем немало сделать, и делаем, для защиты окружающей среды.
В соответствии с задачами проекта и совместно с социальными партнерами мы информируем населения о масштабности проблемы в плане повсеместного загрязнения планеты, уменьшения запасов пригодной для употребления воды; организуем мероприятий по уборке территории; высаживаем новые саженцы кустарников и деревьев. Тем самым формируем у молодого поколения гуманное отношение к природным ресурсам.
Социальный проект «Социальная помощь пожилым людям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации».
Цель проекта – оказание посильной помощи вышеуказанной категории граждан. Основные задачи: увеличение заинтересованности и информирование общественности о проблеме; организация работы с фондами, некоммерческими организациями, волонтерским движением; сбор средств; организация качественного и доступного консультирования семей в вопросах обучения и воспитания.
Особо значимой в рамках данного проекта стала акция «Фестиваль варенья», которая проводится в нашем учреждении уже второй год. Наши воспитанники совместно с родителями, дедушками, бабушками готовили вкусные подарки (красиво украшенные баночки с вареньем, а потом продавали их на аукционе. И вкусное варенье, и вырученные средства были направлены ветеранам ВОВ, труженикам тыла, а также семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ассоциация развития социальных инициатив «Наш город» - многолетний партнер нашего детского сада в реализации этого проекта.
Социальный проект «Семья»
Данный реализуемый проект имеет конечной целью стремление к сохранению ценности семейного института как такового, к более осознанному воспитательному процессу подрастающего поколения, к осознанию важности установления тесных и глубоких привязанностей между родителями и детьми, между супругами, и в целом между поколениями, провозглашение непоколебимости семейных уз, развитие нравственности детей и родителей, соблюдения традиций и устоев государства.
Каждое мероприятие в ДОУ, каждое общение педагога с родителем, каждое занятие, либо режимный момент в детском саду работают над решением задач, поставленных в этом проекте. И здесь на первый план выходят самые значимые наши социальные партнеры - это родители наших воспитанников. Умение педагога выстроить взаимоотношение с семьей, использование нетрадиционных форм общения, индивидуальный подход к каждому, умение педагогически грамотно решать поставленные задачи и разрешать конфликтные ситуации – вот залог успешной реализации проекта, и, как следствие, успешной социализации дошкольника в современном мире.
На базе нашего учреждения в рамках сотрудничества с ЧОУ ДПО «Национальный институт защиты детства» проходит внедрение модели профилактической работы с семьями, направленной на снижение распространенности насилия, которая позволяет закрепить полученные знания «родительской уверенности» на практике в поддерживающем, профессиональном пространстве.
Разработка и реализация с дошкольниками совместных социально значимых проектов, привлечение их к участию в социальных акциях позволяет нам значительно расширить круг социального общения детей, сформировать уверенность в себе, почувствовать свою значимость, эмоциональную удовлетворенность от совместного выполнения общественно полезных дел, добрых поступков.
Литература:
1. Березина Т. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.
2. Деркунская В. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: методическое пособие / В. А. Деркунская, С. С. Агабекян, Н. А. Воронина; ред. В. А. Деркунская. — М. : Центр педагогического образования,2018. -240с.
3. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.