Елена Усова
Социально — значимые акции в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка и вхождения в культуру. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это приобретение опыта общения со сверстниками и чужими взрослыми, развитие ключевых ценностей: любви к природе, умение учитывать интересы окружающих. У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные оценки собственных действий и поступков сверстников.
Публикация «Социально — значимые акции в детском саду» размещена в разделах
Важнейшая задача педагогов в детском саду — направить ребёнка в нужное русло, сформировать те социальные качества, которые будут полезны во взрослой жизни. Одной из эффективных форм, направленных на достижение цели развития социальной позиции является проведение акций.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.
Социальные акции дошкольников - это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми, и работа с родителями.
Социальные акции позволяют объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, формируя активную социальную позицию у участников образовательных отношений.
Основная цель акций : СЛАЙД
Привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Можно сказать, что социальная акция – это один из видов социальной деятельности, целями которой является привлечение внимания общества к некоторой проблеме, изучение отношения социума к чему-либо, распространение информации среди групп населения, содействие формированию общественного сознания.
Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?
1 Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую
сторону свое окружение, свой мир!
2 С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание
Правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания, который позволяет развивать
у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию)
и рефлексии (самоанализу).
3 Акция –это возможность участия всех субъектов образовательного процесса
(педагогов, детей, родителей, социальных партнеров, а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
4 Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность: *исследовательские (проведение опроса разных групп населения); *благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе); *социально-педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо);
*патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему);
*социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие
интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность).
Социальные акции можно классифицировать:
• по масштабу участия ДОО:
одна группа;
возрастная параллель (только подготовительные группы);
все группы ДОО.
• по уровню участия:
в ДОО;
районный;
в городе;
междугородний:
Всероссийский;
Международный.
• по предмету преобразования: (именно этот подход стал для
нас основным)
Социально-благотворительные (для человека);
Экологические (для природы);
Культурные (для объектов и предметов культуры);
Патриотические (для района, города, страны).
Каждая акция состоит из трех этапов: организационного, практического и итогового.
1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим). Также следует продумать форму проведения акции (что это будет) и ее продукт.
2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т. п.
Для организации социальных акций и детского волонтерского движения в детском саду необходимо иметь социальных партнеров, осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными учреждениями, отталкиваться от событийного подхода в образовании, поскольку событийность часто становится основой социальных акций
Алгоритм проведения акций :
• цель (каждая акция имеет свою цель);
• задачи (выполняются общие и конкретные);
• объект (на что направлено – птицы, деревья);
• участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Принципы социальных акций :
• Системность, последовательность - обязательная черта акций.
• Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.
• Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.
• Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.
• Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.
Примерная тематика социальных акций, организованных в детском саду :
• Акции, ориентированные на помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому», «Оберег для особого ребенка», «Милосердие», «ДоброПочта» и др.);
• Акции экологической направленности («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Герб природы», «Превращения мусорной кучи», «Спаси лес –утилизируй батарейку» и др.);
• Акции здоровьесберегающей направленности («Как сохранить здоровье», «Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Режим дня для малышей», «Пьем кефир вместе» и др.);
• Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту («Безопасная дорога», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.);
• Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: («Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);
• Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А. С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки» и др.).
При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).
Такая форма работы позволяет развивать не только коммуникативные отношения, коллективизм, сотрудничество, но и поможет сформировать умение детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности, развить связную речь; развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.