кристина ионова
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) в дошкольном образовательном учреждении (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №36 "Центр развития ребенка - детский сад" г. Кемерово, Кемеровская область).
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС ДО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Темочки:
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе введения ФГОС ДО.
Субъектом сопровождения являются : взрослые (педагоги, родители) и воспитанники
Данная модель сопровождения разработана в рамках образовательной программы ДОУ.
Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ.
Текущий контроль возлагается на старшего воспитателя.
Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы :
- администрация ДОУ,
- педагоги,
- медицинский работник ДОУ,
- специалисты ДОУ.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения :
-научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;
-системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
-комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения : администрации, воспитателей, педагога-психолога, специалистов ДОУ и др;
-превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
-технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей в условиях реализации ФГОС ДО;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД (универсальные учебные действия) у воспитанников.
4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ :
- адаптации к новым условиям обучения;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- профилактика девиантного поведения;
- сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
Основные направления психологического сопровождения воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Профилактика –предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
• разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа;
• выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.
Диагностическое направление - Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности дошкольника (постановка психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с воспитанником, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Консультативное направление - (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Работа с воспитанниками :
- Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга, сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение занятий с воспитанниками по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения.
Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.
- Профилактическая работа с воспитателями. Существенное место в работе с воспитателями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.
Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами. - Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Работа с родителями.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности.
Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
Ожидаемые результаты:
1. Активное включение в образовательный процесс всех категорий воспитанников.
2. Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников и педагогов ДОУ, будут способствовать их личностному росту.
3. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.
4. Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса.
5. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.