Галина Белова
Социально-личностное и познавательное развитие дошкольников в процессе их знакомства с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Публикация «Социально-личностное и познавательное развитие дошкольников в процессе их знакомства с профессиями» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Непринуждённая беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст один из самых важных этапов социализации личности. Это период, когда ребёнок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он является наиболее благоприятным для приобщения детей к труду. В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас.
Сюжетно – ролевая игра, связанная с профессиями взрослых, сближает детей, развивает навыки культуры общения. А это способствует тому, что ребёнок овладевает средством общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Развивается память, внимание, учатся думать, анализировать, соизмерять и сравнивать. А это способствует тому, что ребёнок становится любознательным и активным.
Для младшего возраста большое влияние оказывает пример бытового труда взрослых – няня, повар, уборщица, медицинский работник. Этот труд понятен детям, потому что его можно часто наблюдать. Играя, дети подражают труду взрослых.
Для старшего возраста уже не так интересен бытовой труд, детей интересует профессия электрика, столяра, стёкольщика.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют профессиональное поведение.
При ознакомлении детей с профессиями формируется сознательное отношение к труду, стремление к созидательной деятельности.
Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место в этом мире.