Получи документы

Социализация личности ребенка

салтанат алжан
Социализация личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Введение…. 3

I. Теоретические аспекты реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования в социализации личности ребенка….

17

1.1. Современные подходы к изучению структуры процесса

социализации ….

17

1.2. Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников ….

34

Публикация «Социализация личности ребенка» размещена в разделах

1.3. Факторы социализации личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте ….

45

Выводы …. 61

II. Опытно-экспериментальная работа по соблюдению принципа преемственности в социализации личности старшего дошколь-ника и младшего школьника….

65

2.1. Обобщение опыта работы по теме исследования на материалах периодической печати …

65

2.2. Критерии и уровни социализированности старших дошкольников и младших школьников…

73

2.3. Педагогические условия эффективности преемственности до-школьного и начального общего образования в социализации личности ребенка….

87

2.4 Динамика результатов опытно – экспериментальной работы… 94

Выводы …. 100

Заключение…. 103

Список литературы…. 106

Приложения …. 115

Введение

Проблема преемственности в дошкольном и начальном общем образо-вании в целом является актуальной на сегодняшний день, так как она обеспе-чивает успешную социализацию личности ребенка и поэтому наша научная работа посвящена заявленной теме.

Актуальность исследования обусловлена тем, что социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предпо-лагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности.

Социализация предполагает приобретение собственного социального опыта, ценностных ориентаций, культурных ценностей. Приобретение такого опыта возможно, по нашему мнению, лишь при четком соблюдении принципа преемственности в воспитании и образовании ребенка.

Дошкольное и начальное общее образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране ин-новационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В практику входят новые программы и технологии по дошкольному воспитанию и обучению детей. Инновационное развитие образования предполагает на каждой из возрастных ступеней иметь свое содержание и адекватные ему методы обучения, формы организации учебной деятельности детей, в которой возможно реальное осу-ществление преемственности задач, содержания и методики педагогической деятельности с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовности к переходу в школу - принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности. Образовательный процесс, каким бы важным он нам не представлялся, для ребенка является только одной из составляющих его жизнедеятельности. Ее успех определяется не столько информированностью ребенка, сколько тем, удалось ли сформировать на по-веденческом уровне готовность к получению знаний, которая в свою очередь выступает как психологическая мотивация и способность получить знания.

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отече-ственной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований и монографий (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, К. Н. Поливанова, Е. О. Смирнова и др.).

Многоаспектность и многофункциональность проблемы преемственно-сти подтверждается рядом исследований, где она рассматривается как дидак-тический принцип (Б. П. Есипов, Т. А. Плотникова, М. Х. Хайбулаев, как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, как условие научности (Г. И. Щукина) и как компонент принципа доступности обучения (И. Т. Огородников). Идеи непрерывного образования и воспитания личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса остро обозначили проблему формирования пред-посылок учебной деятельности, выявления резервов подготовки дошкольни-ков к школе. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и каче-ственным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения» в детском саду и семье. Высокий уровень готовности к школе позволяет прогнозировать, как высокую степень успеш-ности школьного обучения, так и результативность в плане общей социали-зации личности.

В целях повышения качества образования, определяющего взаимное соответствие социального заказа, ожиданий общества и потребностей лично-сти, решаются задачи социализации детей дошкольного (Л. В. Коломийченко, М. А. Радзивилова, В. И. Сметанина, Т. В. Шинина) и младшего школьного (Н. Ф. Голованова, Т. М. Ермакова, М. В. Телегин, М. И. Шилова) возраста. Для эффективного управления процессом социализации важно установить зако-номерности возрастного развития, определить управляемые параметры соци-ализации в соответствии с культурными задачами становления личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Предпринимаемые попытки оформлены как авторские программы дошкольного и концепции начального образования (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Н. Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, оптимизирующие процесс социализации детей, что, однако, не стало доминирующим в массовой практике образования. На фоне Федерального государственного образовательного стандарта дошколь-ного образования и Федерального государственного образовательного стан-дарта начального общего образования обостряются противоречия в области преемственности дошкольного и начального образования, в том числе, по причине отсутствия целостной концепции социализации ребенка, стратегии управления ею на основе единства поставленных целей, реализуемых техно-логий и достигаемых результатов в образовании детей.

Таким образом, рассмотрение преемственности дошкольного и началь-ного общего образования, как значимого фактора социализации личности ре-бенка, позволяет разрешить существующие противоречия:

- между потребностью общества в качественной подготовке детей к си-стематическому обучению и успешной жизнедеятельности в социуме и недо-статочным использованием результатов преемственности между детским дошкольным образовательным учреждением и начальной школой; отсут-ствием разработанных методик заявленного процесса;

- между социально обусловленной необходимостью качественного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, вхождения их в новые условия школьного обучения и недостаточной разра-ботанностью условий, технологий, подходов в аспекте преемственности до-школьного и начального общего образования.

Из указанных противоречий вытекает проблема нашей научной рабо-ты - каковы роль и значение преемственности дошкольного и начального общего образования в социализации личности ребенка.

Цель научной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить значимость реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования в социализации личности ребенка.

Объект исследования: социализация личности ребенка.

Предмет исследования: преемственность дошкольного и начального общего образования.

Гипотеза исследования: соблюдение принципа преемственности по-вышает эффективность социализации старших дошкольников и младших школьников, если:

- создана социализирующая воспитательно-образовательная среда, в рамках которой социализация личности будет рассматриваться как двусто-ронний процесс, при котором, с одной стороны, ребенок усваивает социаль-ный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, а с другой, — в процессе социализации активно воспроизводит си-стему социальных связей и социальный опыт;

- педагогом глубоко осмысливаются, правильно интерпретируются ре-зультаты соблюдения принципа преемственности в образовательном процессе дошкольников и младших школьников;

- в качестве основания принципа преемственности рассматриваются: самоценность каждого возраста и опора на возрастные особенности детей; связь и согласованность всех компонентов методической системы этапов учебно-воспитательной работы; последовательность и перспективность в отборе и расположении учебного материала, в способах его изучения и осмысления.

В соответствии с целью и гипотезой научной работы нами были по-ставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и спе-циальную литературу по проблеме исследования, на этой основе уточнить понятия «социализация», «преемственность», «старший дошкольный воз-раст», «младший школьный возраст».

2. Охарактеризовать различные подходы, раскрывающие внутреннее содержание каждого из компонентов процесса социализации.

3. Выявить на основе комплекса методов диагностики уровень социа-лизированности личности ребенка.

4. Разработать авторскую программу, направленную на развитие ин-теллектуальных и творческих способностей ребенка, на поиск инновационных эффективных методов и приемов, повышающих уровень социализиро-ванности личности ребенка и экспериментально проверить ее эффективность.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: кон-цепции социализации личности отечественные и зарубежные (Р. С. Буре, Т. В. Антонова, В. Г. Бочарова, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, И. С. Кон, М. Монтессори, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, С. Френе, Р. Штайнер); си-стемный (В. Г. Афанасьев, А. Я. Найн, С. Г. Чериков, личностно - деятель-ностный (В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, личностно-ориентированный (К. А. Абульханова-Славская, А. С. Белкин, К. Роджерс, В. Д. Шадриков, средовый (Е. В. Бондаревская, И. С. Кон, С. В. Кульневич, А. В. Мудрик, культурологический подходы (А. Н. Бурова, С. И. Гессен, О. С. Газман, И. Д. Демакова, М. С. Каган, М. П. Якобсон); педагогические основы адаптации ребенка к изменяющимся условиям окружающей среды (А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, М. Р. Битянова, А. Б. Воронцов, А. Е. Марон, М. М. Безруких, С. П. Ефимова и др.); современные подходы к формированию образовательной среды (А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, В. В. Сериков, Л. С. Выготский, Е. А. Ямбург, В. Я. Ясвин, Л. И. Новикова и др.); многоас-пектность преемственности в образовании (С. Я. Баев, А. П. Беляева, А. В. Батаршев, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Виноградова, A.Б. Воронцов, Н. П. Рыбникова, И. Я. Каплунович, А. В. Белошистая, B.Н. Кукушкина, Д. Д. Дани-лов, О. И. Иванов и др.).

Методы исследования. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы; изучение и обоб-щение педагогического опыта, изучение и анализ педагогической докумен-тации, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 46 «Дружные ребята», а также ряда школ: МБОУ ООШ №15, МБОУ СОШ № 1 им. М. М. Пришвина г. Ельца Липецкой области Российской Федерации. Вырастайка Всего в исследовании приняли участие 40 старших дошкольников (20 детей в контрольной группе и 20 детей в экспериментальной группе) и 40 младших школьников (20 детей в кон-трольной группе и 20 детей в экспериментальной группе).

Этапы исследования в рамках научной работы.

Первый этап (2013 г.) был посвящен изучению состояния проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в социали-зации личности ребенка в педагогической теории и практике; происходило осмысление методологических и теоретических основ исследования; уточня-лись проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования. Была сформули-рована рабочая гипотеза, определены исходные позиции и содержание опыт-но-экспериментальной работы.

Второй этап (2013 г.) характеризовался тем, что на основе изученной теории была проведена оценка уровня социализированности личности детей, разработана и экспериментально проверена авторская программа, направ-ленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на поиск инновационных эффективных методов и приемов, повышающих уро-вень социализированности личности ребенка.

Третий этап (2014 г.) связан с анализом, систематизацией и обобщением полученных в ходе работы материалов; осуществлялось оформление ре-зультатов исследования, внедрение материалов по проблеме исследования.

Научная новизна исследования:

- определено и доказано, что соблюдение принципа преемственности повышает эффективность социализации старших дошкольников и младших школьников, если в качестве основания принципа преемственности рассмат-риваются: самоценность каждого возраста и опора на возрастные особенности детей; связь и согласованность всех компонентов методической системы этапов учебно-воспитательной работы; последовательность и перспектив-ность в отборе и расположении учебного материала, в способах его изучения и осмысления. А кроме того в образовательном учреждении создана социа-лизирующая воспитательно-образовательная среда, способствующая форми-рованию общей культуры ребенка; становлению его личности; развитию со-ответствующих навыков межличностного общения, что ведет к расширению познавательного и социального опыта детей;

- определены критерии, показатели и уровни социализированности личности детей;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена авторская программа, направленная на развитие интеллектуальных и творческих спо-собностей ребенка, на поиск инновационных эффективных методов и прие-мов, повышающих уровень социализированности личности ребенка.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что

- уточнены понятия «социализация личности», «преемственность», «старший дошкольный возраст», «младший школьный возраст», понимаемые как:

«Социализация личности - двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, ребенок усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые входит, а с другой, — в процессе социализации активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт»;

«Преемственность - диалектическое взаимодействие систем педагоги-ческих процессов дошкольного и начального общего образования, при кото-ром оптимально осуществляются непрерывное образование, развитие лично-сти ребенка; быстрее происходит адаптация к требованиям жизнедеятельности детского сада и школы, целенаправленно формируется готовность к школьному обучению»;

«Старший дошкольный возраст – это особый этап в психическом раз-витии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психо-логические механизмы деятельности и поведения, происходит активное раз-витие и становление познавательной деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, под-чиненной социальным нормам и требованиям, ведущей деятельностью явля-ется игра»;

«Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Приход ребёнка в школу коренным образом меняет его социальное положение, ведущей деятельностью становится учение, которое требует мно-го времени, сил, старания».

- раскрыты современные подходы к изучению структуры процесса со-циализации личности ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в:

- разработке и реализации авторской программы, направленной на раз-витие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на поиск инно-вационных эффективных методов и приемов, повышающих уровень социа-лизированности личности ребенка;

- уточнении уровня социализированности старших дошкольников и младших школьников;

- использовании основных положений научной работы на педагогиче-ских факультетах при профессиональной подготовке педагогов дошкольного и начального общего образования, в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школой, а также на курсах повы-шения квалификации педагогов дошкольных учреждений и учителей началь-ных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования представлены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях, круглых столах, в участии в конкурсах (в период исследования с 2012 по 2014 г. г.) : Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы ис-пользования ИКТ в образовательном процессе», которая проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» 27 октября 2012 г. ; Круглый стол с элементами методического обучения «Переход начального образования на новые ФГОС: промежуточные резуль-таты, перспективы», который проводился на базе НОУ «НО школа - интернат № 4» ОАО РЖД г. Елец 7 ноября 2012г. ; Конкурс социально-значимых про-ектов, проводимый музыкально - педагогическим факультетом в рамках Международной научно – практической конференции «Инновационные под-ходы в современном художественном образовании», посвященной 100-летию со дня рождения Т. Н. Хренникова апрель, 2013г. (Диплом в номинации «Лучший проект по развитию познавательных способностей дошкольников», интегрированный курс для дошкольников «Уроки вежливого пингвина»); Круглый стол «Школа молодых ученых» (Обсуждение профессионального стандарта педагога, который проводился на базе ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина 6 июня 2013 г. ; Конкурс научно – исследовательских работ «Экология для всех», проводимый кафед-рой биологии и экологии ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» 23 декабря 2013 г. (Диплом за III место, секция «Проблемы экологического образования», проект «Экологическая тропа для дошкольников»).

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснован-ностью исходных теоретических позиций отечественных и зарубежных ис-следователей в контексте преемственности дошкольного и начального обще-го образования в социализации личности ребенка; комплексным использова-нием методов теоретического и экспериментального исследования; последо-вательностью организационных действий на каждом этапе исследования проблемы; научной апробацией результатов исследования в ходе их обсуж-дения на конференциях, круглом столе, в ходе обсуждения результата кон-курса научно – исследовательских работ; контрольным сопоставлением ре-зультатов с массовым педагогическим опытом и в 4 публикациях.

В научной работе с точки зрения науки, теории и практики исследу-емой проблемы доказываются следующие положения:

1. Принцип преемственности рассматривается нами как диалектическое взаимодействие систем педагогических процессов дошкольного и начального общего образования, при котором оптимально осуществляются непрерывное образование, развитие личности ребенка; быстрее происходит адаптация к требованиям жизнедеятельности детского сада и школы, целенаправленно формируется готовность к школьному обучению. Преемственность, разделяя точку зрения исследователей Н. Г. Казанского, Т. Е. Назаровой, Г. И. Щукиной, будем определять как связь всех ступеней образования, установление связей усваиваемых знаний в сознании ребенка; развитие личности на разных возрастных этапах, смену ведущего типа деятельности в процессе перехода от одного возрастного периода к другому связываем с учетом новообразований, характерных для каждого этапа психического развития ребенка. Принцип преемственности, его соблюдение и реализацию мы рассматриваем как необходимое и достаточное условие успешной социализации дошкольников и младших школьников.

2. Рассматривая преемственность дошкольного и начального общего образования в социализации личности ребенка, уточним, что социализация личности - двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, ребенок усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые входит, а с другой, — в процессе со-циализации активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт.

3. Социализирующая воспитательно-образовательная среда способна быть воспитывающей, формирующей общую культуру ребенка; развивающей его личность и соответствующие навыки межличностного общения; расширяющей познавательный и социальный опыт детей, при условии тща-тельного анализа возможностей образовательных организаций; способностей контингента воспитанников и уровня профессиональной подготовленности педагогов; соблюдения принципа преемственности и его реализации как не-обходимого и достаточного условия успешной социализации дошкольников и младших школьников. В составе доминантных качеств социализирующей воспитательно-образовательной среды выделяем:

а) актуальность создания конкретной среды для всех возрастных групп в процессе образования, где «…воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации», имеющий целе-направленный характер и разнообразные варианты осуществления в ДОУ, школе, студии и т. д. ;

б) основные факторы социализации : деятельность ее основных инсти-тутов: семьи, дошкольного образовательного учреждения, школы, учрежде-ний дополнительного образования детей.

4. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Социальный опыт - это всегда ре-зультат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром; ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт сле-дующими путями: в процессе разнообразной деятельности, осваивая обшир-ный фонд социальной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

5. Эффективность реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования в социализации личности ребенка напря-мую зависит от содержательной обеспеченности образовательных организа-ций программами, проектами, технологиями и авторскими разработками. Авторская программа «Уроки веселого пингвина», реализуемая в объедине-нии «Вырастайка» в студии интеллектуального и художественно-эстетического развития «Радуга» ( научный руководитель: доцент, к. п. н. Петриченко Т. В. ; директор: Санников А. С.) на базе ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (вариант осуществления до-полнительного образования детей) направлена на развитие интеллектуаль-ных и творческих способностей ребенка, на поиск инновационных эффек-тивных методов и приемов, повышающих уровень социализированности личности ребенка.

Публикации по теме:

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация личности ребенка
Опубликовано: 4 июня 2021 в 10:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем салтанат алжан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД