Богачёва Светлана
Сочинение по следам экскурсии в начальной школе. Этапы работы. Компоненты урока написания сочинения по следам экскурсии
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно экскурсия «обслуживает» 2 предмета: природоведение и русский язык (развитие речи). Не надо смешивать задачи этих предметов. Пусть в одной экскурсии будут две явно обозначенных части: в одной- дети будут выступать исследователями природы, а в другой- художниками слова. Да, необходимо вместе с учащимися вслушиваться, всматриваться в рисуемые картинки, убеждаясь в том, что можно рисовать и словом. На этом этапе необходимо помочь школьникам накопить определенный речевой опыт: проанализировать собственные наблюдения, впечатления, помочь подобрать нужные слова, конструкции, вчитаться в художественные зарисовки, сделанные писателями, которые могут пробудить собственное воображение, послужить толчком к поиску своих деталей и своих языковых средств. Цель экскурсии для урока развития речи : наблюдаем, как падают листья с разных деревьев и готовимся к составлению текста - описания на тему «Как опадают листья» (подбираем слова, которыми будете описывать это, следует конкретизировать тему (где проводились наблюдения) для проведения в 3 классе.
Публикация «Сочинение по следам экскурсии в начальной школе, Этапы работы, Компоненты урока написания сочинения по следам экскурсии» размещена в разделах
Цель урока : составить текст - описание на тему: «Как опадают листья» в письменной форме по собственным наблюдениям.
Знать: как писать сочинение : основные части текста (вступление, основная часть, заключение);
орфографические правила, ранее изученные (безударные гласные, парные согласные).
Понимать:
тему сочинения;
главную мысль, которую отражает тема;
структуру текста данного типа речи (название, личное отношение, вывод).
Применять:
уметь отбирать материал, подходящий к теме;
соотносить выбор языковых средств с содержанием, стилем и типом речи;
уметь применять орфографические правила;
пользоваться словарём в процессе самостоятельной работы;
аккуратно оформлять работу.
Анализ:
· своих наблюдений (отбор содержания);
составление плана сочинения, выбор изобразительных средств языка;
редактировать свой текст.
Синтез:
самостоятельная работа по написанию сочинения по плану;
строить предложения по законам грамматики;
орфографически правильно записывать текст.
Оценка:
умения писать сочинение по личным наблюдениям для применения в письменной речевой деятельности.
Сочинение по наблюдениям в индивидуальной экскурсии получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая парк, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, как красиво в парке осенью, про листопад. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными
Оформление доски: тема урока, синонимы к словам, план сочинения, лексическая и орфографическая подготовка (запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся). К словам подбирают проверочные слова, сложные слова – на доску.
Опадают (кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются) Клён – заостренные, крупные Берёза – небольшие, резные Липа – сердечки Ива – узкие, длинные Дуб – волнистые, кружевные
1. Обсуждение темы сочинения – 4 мин.
-анализ наблюдений
-выяснение личного отношения к выполненной работе
2. Речевая ситуация – 1 мин.
3. Постановка учебной задачи – 3 мин.
Лексическая и орфографическая подготовка – 7 мин.
-нахождение синонимов к словам
-работа с презентацией
-составление предложений
-работа с орфограммами (правописание безударных гласных и новых слов)
Обсуждение структуры сочинения. Составление плана – 5 мин.
Запись сочинения – 15 мин.
Проверка – 5 мин.
План наблюдения:
Место наблюдения
Название деревьев
Внешний вид листьев:
-размер
-окраска
-отличительные особенности
Как деревья сбрасывают листву
Какие чувства возникли при наблюдении
этап урока
1. Обсуждение темы сочинения.
2. Речевая ситуация
3. Постановка учебной задачи.
4. Лексическая и орфографическая подготовка.
5. Обсуждение структуры сочинения. Составление плана.
6. Запись сочинения.
7. Проверка.
Ребята, какое задание вы выполняли в течение недели? (наблюдали) За чем именно нужно было наблюдать? (за листопадом) А где вы наблюдали? (в парке, на даче, во дворе) Кому понравилось наблюдать за листопадом? Чем вам понравился листопад? (красиво) За какими деревьями вы наблюдали? (клён, берёза, липа, ива, дуб) А какие деревья не сбрасывают листву? (ель, пихта, кедр, сосна, лиственница) Как вы думаете, какая задача сегодня будет перед вами стоять? Чему будем учиться на уроке? (писать о том, что наблюдали) В своих сочинениях вы должны будете так рассказать об этом, чтобы читающий всё увидел как бы своими глазами, и чтобы ему тоже листопад понравился. Как будет называться наше сочинение? (Как опадают листья) А так как каждый из вас наблюдал за листопадом в разных местах, то давайте уточним тему. Например, как опадают листья в Парке Победы. Попробуйте каждый сформулировать свою тему сочинения. О чём мы будем рассказывать в сочинении? (об осеннем листопаде) Какие слова можно использовать вместо слова опадают? (кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются)
Вы рассказали мне, за какими вы наблюдали деревьями. Посмотрите на доске иллюстрации с листьями деревьев. Узнали вы их? Назовите. (клён, берёза, липа, ива, дуб) По каким признакам вы их узнали? (клён – крупные, заострённые листья; берёза – небольшие, резные; липа – похожи на сердечки; ива – узкие, длинные; дуб – волнистый кружевной контур). Как опадают листья клёна? (медленно, плавно опускаются) Почему они так падают? (они крупные). Составьте предложение о листьях клёна. (Крупные листья клёна медленно, плавно опускаются на землю). Как можно сказать про берёзу? (сыплются резные листочки берёзы). Составьте предложение о липе, заменяя слово листочки на слово, но которое похожи её листья. (Кружатся сердечки липы). Как сказать об иве? Где она растёт? (около воды) Составьте предложение. (плавают в воздухе листья ивы и опускаются в воду.) В какие цвета окрашены листья деревьев? (жёлтый, красный, оранжевый, золотой, багряный) Составьте предложение, используя эти имена прилагательные. (Плавно опускаются багряные листья дуба.) Посмотрите, на доске вы видите слова. Давайте выделим орфограммы в этих словах и запомним написание новых слов. (листопад, опадает, осенний, кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, медленно, плавно) С чего начать сочинение? (осень наступила) Какое предложение обязательно должно быть в вводной части, чтобы правильно раскрыть тему сочинения? (Я наблюдал листопад в парке. С деревьев опадают листья.) Как назовём эту часть в плане? (Наступила осень.)
О чём будем рассказывать в основной части? (О том, как с разных деревьев опадают листья.) Какие слова при этом будете стараться не повторять? (опадают, листья) Как назовем эту часть? (Листопад.) Как закончить сочинение? (своё отношение) Как назовём эту часть? (Как красив листопад) Во время написания сочинения вы можете пользоваться своими записями, сделанными во время экскурсии, а также толковым словарём и словарём синонимов. Ученики пишут сочинение, а учитель проходит по классу и смотрит за правильностью написания. Прочитайте весь текст. Получился ли рассказ-описание? Проверьте каждое предложение. Проверьте каждое слово. Подбирайте проверочные слова.