Валентина Волобуева
Консультация для воспитателей «Цветотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Известно два вида воздействия цвета:
Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.
Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:
Красный — повышает физическую, психологическую активность. Его любят непоседливые, гиперактивные дети.
Оранжевый — цвет радости, веселого настроения, его любят шаловливые дети, любители посмеяться. Хорошее решение для лечения депрессии, неврозов, нервных срывов.
Желтый — солнечный, вызывающий уверенность, хорошее настроение, помогает развитию памяти. Эффективен против депрессии, угрюмости, страхов. Оказывает благотворное влияние на пищеварение, на нервную систему. Поднимает жизненный тонус малыша. Чаще всего выбирается детьми как самый любимый.
Зеленый цвет. Спокойствие, внутренняя гармония, хорошо успокаивает, влияет на сон. Нормализует давление. Эффективен при лечении головной боли. Часто выбирают дети, которым не хватает любви мамы.
Голубой — цвет мечтательности. Помогает организму бороться с инфекционными заболеваниями. Его предпочитают тихие спокойные дети.
Синий — придает уверенность, спокойствие, его любят уравновешенные, медлительные малыши, которые никогда никуда не торопятся. Понижает давление.
Фиолетовый — успокаивающий. Помогает снимать состояния стрессов. Часто фиолетовый цвет выбирают дети с тонкой душевной организацией: ранимые, эмоциональные. Такие дети обладают предрасположенностью к духовному развитию.
Белый, черный — ахроматические цвета. Не имеют цветового тона, для терапии используются крайне редко. Выбор малышом этих тонов, особенно, черного, служит тревожным сигналом, что ребенок испытывает стресс. Следует обратить особенное внимание на такого малыша.
Тусклый — серый, сигнализирует о неустойчивости эмоционального состояния малыша, который не верит в свои силы, всего боится.
Довольно давно известен факт, что цвета, действительно, могут лечить людей. Именно на этой теории и основана такая здоровьесберегающая технология как цветотерапия.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенного цвета. Эта методика основана на влияние цвета на мозг ребенка. которая помогает добиться результатов в лечении раздражительности,чрезмерной активности и т. д. Цветотерапия универсальна и эффективна в работе с дошкольниками. Яркие цвета с раннего возраста положительно влияют на детей, помогают им войти в гармоничное эмоциональное состояние. Цвета находятся в нашем окружении на протяжении всей жизни. Они имеют влияние не только на наше настроение, но и на физическое самочувствие. Лечебное воздействие цвета происходит за счёт воздействия его электромагнитных волн на органы человека. Даже простой выбор одежды или употребление в пищу овощей и фруктов соответствующего цвета могут вызвать положительный эффект в психологическом состоянии ребёнка.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого их цвета, а затем наполнение этим цветом как можно больше пространства, которое их окружает. Использование метода цветотерапии в детском саду является универсальным методом позволяющим не только выявить основные психологические характеристики ребёнка, но и принять определённые меры по возможной коррекции. Несомненным преимуществом метода является гармоничная атмосфера, которую создаёт цветотерапия. Упражнения вызывают у детей интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры. В дополнение к правильно подобранной цветовой гамме интерьера в доу всегда должен присутствовать зелёный цвет – это комнатные растения. Там, где есть зелёный цвет существует благоприятная среда для обитания человека, поскольку зелёный цвет ассоциируется с ростом, дети чувствуют себя живыми, обновлёнными. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки. Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.
Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая. Если дети выбирают яркие насыщенные цвета: красный, жёлтый, зелёный, то это говорит о их нормальном развитии, им всё интересно, они динамичны и любознательны. А вот если выбор падает на белый или чёрный цвет, то об этом ребёнке можно сказать, что он замкнут, предпочитает одиночество. Следует всё время помнить, цвета вызывают определённые эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла и холода. А цветотерапия как раз направлена на то чтобы вернуть ребёнка в счастливый мир детства. В доу цветотерапия проводится в рамках арттерапевтических занятий с детьми. Одна из методик это «Цветной дождь». Детям предлагается в течение дня проходить через шатёр из цветных атласных ленточек: гиперактивным детям от тёплых оттенков к холодным, а инертным – в обратном направлении. Возможны вариации замены ленточек цветным ковриком. Следующее упражнение «Зажги радугу». Детям предлагается на белом холсте выложить радугу из определённых цветов. Детям с повышенной эмоциональной возбуждённостью предлогается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности из более тёплых и ярких. При организации игр, дети могут проявлять фантазию, например «Волшебный город». Нужно из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Игра «Облачко феи», где используются разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый. Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы. Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение, корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала