Захарова Светлана
Консультация «Азы финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы воспитателей первой квалификационной категории, Захаровой Светланы Вениаминовны, по теме «Азы финансовой грамотности
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Современные дети с раннего детства слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Возможно поэтому, в дошкольной педагогике появилось направление — экономическое воспитание, через которое мы помогаем создать у ребенка правильное представление о деньгах, семейном бюджете, потребностях и прочих важных понятиях.
Публикация «Консультация „Азы финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Хочу предложить вашему вниманию ролик из программы первого канала «Доброе утро». (ролик из доброго утра) 1 Слайд 2
Провели анкетирование - опрос среди воспитателей, родителей, также была предложена анкета детям «Что они знают о мире финансов». Результаты хотим предложить в видеоролике. (ролик интервью воспитатели – родители - дети) 2, 3
Анкетирование всех участников образовательного процесса показал,
что экономический аспект в воспитании, по их мнению, играет важную роль.
По программе «Азы финансовой культуры для дошкольников» мы занимаемся с сентября 2019 года.
Цель реализуемой нами программы :
-формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи представлены на экране с ними можно познакомиться.
• побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
• воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
• воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
• побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Большую часть времени по реализации содержания программы мы проводим в процессе организации основной образовательной деятельности. Образовательную деятельность мы строим на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Слайд 7
Содержательный компонент экономического воспитания находит отражение во всех образовательных областях ФГОС ДО:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
1. Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие дошкольника обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
2. Познавательное развитие обеспечивает формирование первичных представлений об основных понятиях (деньги, экономия, сбережения)
3. Речевое развитие При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, совершенствуя словарь за счет терминологии финансово - экономического содержания.
4. Художественно-эстетическое развитие способствует развитию воображения и фантазии в мире финансов.
5. В процессе физического развития совершенствуем двигательную деятельность детей, равновесие, координацию, крупную и мелкую моторику обеих рук.
Работа по экономическому воспитанию проходить через основные виды деятельности старших дошкольников:
• коммуникативную
• познавательно-исследовательскую
• художественно-творческую
• двигательную
Технологии экономического воспитания дошкольников.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности мы используем как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Краткая характеристика традиционных технологий:
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Нами разработаны такие игры как: «Хочу-надо», «Профессия – результат труда», лото «Деньги», «Что и когда лучше продавать», «Какие бывают доходы?», судоку «Старинные деньги» и т. д.
Предлагаю поиграть в игру «Хочу - надо»
Цель этой игры: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Задание определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет и определить картинку на соответствующее игровое поле. Для начала определимся с предметами, которые относятся к игровому полю «Хочу». Проверим.
Пополнили ПРР атрибутами для сюжетно- ролевых игр «Супермаркет», «Сбербанк». Слайд 17
Используем в своей работе технологию квест-игра.
Эту технологию можно использовать при организации образовательной деятельности по финансовой грамотности. Слайд 18
Для своих коллег я провела консультацию «Конструктор для квест-игры по финансовой грамотности».
Также проведено занятие «Сокровища Фикси-шкатулки» с использованием этой технологии.
Современные дети любят играть в интерактивные игры. Нами разработана игра «Говорим о финансах с Крошкой Енотом». Предлагаю поиграть. 4
Наиболее доступными и приемлемыми являются словесные методы и приемы, темы связаны с товарооборотом. Примерные темы: «Происхождение денег», «Как можно потратить деньги», «Чего в семье должно быть больше доходов или расходов», опираясь на жизненный опыт ребенка. Слайд 23
При создании методической копилки, мы узнали что очень много современных мультфильмов по «Финансовой грамотности», такие как: «Фиксики-Деньги», «Профессор Почемушкин», серия видео - мультфильмов «Уроки тетушки Совы» и т. д. Мы используем их при проведении образовательной деятельности. (распечатать)
При создании предметно - развивающей среды используем тематические стенды, фотовыставки с наглядным материалом, темы связаны с экономикой. Например: «Торговые предприятия», «Деньги разных стран мира», «Деньги СССР».
Современные технологии
экономического воспитания дошкольников
Проектная деятельность.
Родителям было предложено принять участие в проектах. Наиболее заинтересовал детей и родителей проект «Путешествие в страну денег»
Дети в рамках проекта защищали свои детско-родительские проекты. Формы защиты проектов были различными. Наиболее понравившиеся темы: «Семейный бюджет, «Из истории денег», «Какие города изображены на денежных купюрах», «Что можно и что нельзя купить за деньги»
(включить фильм дети про деньги) 5
Хочу предложить вашему вниманию варианты оформления результатов детско-родительских проектов «Путешествие в страну денег».
Оформление лэпбуков в рамках проекта С
Защита проектов с приглашением детей из других групп (но не в период в пандемии). Можно предложить видеотрансляцию.
Была организована экскурсия в сбербанк. В процессе экскурсии ребята узнали много новых слов, которые они используют в повседневной жизни, в игровой деятельности.
Итог проекта:
в группе организован музей старинных вещей (калькуляторы, счеты, кассовые аппараты и т. д.).
Оформлен уголок финансов
Решение ситуационных задач. В своей работе мы предлагаем детям разные виды ситуаций: проблемные, игровые и практические по интересам детей. Ситуации для решения задач мы берем из окружающей нас жизни, на основе литературных произведений, рассказы людей, средства массовой информации и др. Они собраны в сборнике авторов программы.
Викторины и конкурсы. Проведена викторина «Угадай профессию», «Угадай вид труда», в рамках проекта «Все профессии хороши». Планируем провести викторину «Разумные траты сказочных героев», в рамках проекта «Путешествие в страну денег».
Викторина с использованием интерактивной игры «Бережливые друзья»
Программа «Азы финансовой грамотности» предполагает использование новых технологий «Мастерская», «Клубный час». С ними можно познакомиться, изучив методическую литературу, которая представлена на слайде.
Технология «Мастерская» в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности (оригами «Кошелек», «Деньги будущего»)
Нами оформлены альбомы
• «Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста»
• «Пальчиковая гимнастика»
• «Загадки, ребусы, пословицы и поговорки»
• «Читаем вместе с детьми о финансах»
Принимаем участие в конкурсах различного уровня. Наши успехи представлены на экране.
Проект «Путешествие в страну денег» был представлен на
1.XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и практики-в деятельность образовательных учреждений», с изданием электронного сборника материалов- сообщение из опыта работы по адаптации к программе «Азы финансовой грамотности» (2021г.)
2. ХIII Республиканской научно-практической конференции «Защита детства: социальные правовые и педагогические аспекты». Тема: «Дошкольное образование Удмуртской Республики: лучшие практики-2020» ( номинация: познавательное развитие дошкольников), 2020г.
Опыт работы представлен на ютуб канале, ссылка предложена на экране, если кого - нибудь заитересует можно ознакомиться.
Работу мы проводим в тесном контакте с родителями. Для работы с семьей мы используем папки - передвижки. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим», «Финансы и дошкольник : за и против» и пр. В папках-передвижках предлагаем примерный ход проведения беседы родителей с ребенком, даем рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения. Темы по взаимодействию с семьей можно найти в сборнике авторов
В нашем саду проводился конкурс рекламы на тему «Финансы и дети».
Родители были очень активными, форма рекламы была разная: : видео- клип, видеоролик. плакат. Жанр тоже разный стихотворной форме, в форме репортажа, в форме интервью. Вашему вниманию предлагаем рекламу победитель.
Для того чтобы работать по программе «Азы финансовой грамотности» воспитатель должен быть финансово грамотным. С этой целью мы прослушали ряд вебинаров Дьяконовой Юлии Николаевны, доцента центра финансовой грамотности по данной теме. Ссылки предложены на экране.
А теперь предлагаю проверить, на сколько вы финансово грамотны. С этой целью мы с вами напишем терминологический диктант. Вам предстоит за 3 минуты в готовый текст вставить пропущенное слово. Слова для вставки в конце текста…. А теперь вместе проверим. Слайд 49
Проверили свою эрудицию, я предлагаю провести игровую паузу 7 Слайд
Итогом нашей совместной работы являются целевые ориентиры, на которые мы направлены в процессе экономического воспитания дошкольников.
(Предложены на экране)
Тема «Финансы и дошкольники» очень актуальная и интересная, и мы будем рады,если вы поддержите наш опыт работы. Исходя из вышесказанного, мы бы хотели, чтобы наша встреча закончилась позитивным настроем на работу по данной теме. Хотелось бы закончить встречу синквейном по теме «Финансы и дошкольники». Напомним, что такое синквейн.
Синквейн– это не простое стихотворение,
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Что бы было интересней, разделимся на две команды. Одна команда будет работать со словом деньги, а другая – финансы…Предоставляем слово командам. Молодцы.
Наш вариант:
Финансы
Накопленные, собранные
Используются, применяются, откладываются
Характеризуют возможности людей
Средства (деньги)
Деньги
Долгожданные. Полезные
Обменивают, накапливают, зарабатывают
Необходимы каждому человеку
Купюры
Наши варианты совпали, значит мы донесли до вас суть нашего опыта.
Спасибо за внимание