Надежда Иоселева
Сообщение из опыта работы «Предметно-пространственная среда кабинета тифлопедагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему:
«Предметно-пространственная среда кабинета тифлопедагога»
Иоселевой Надежды Васильевны, Епиховой Ольги Вячеславовны - учителей - дефектологов МДОУ «Детский сад №69» ЭМР Саратовской области
«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, … приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». (ФГОС ДО п. 3.3.1.)
Темочки:
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Коррекционные группы МДОУ (для детей с нарушениями зрения) посещают воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет, основные диагнозы которых: гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия. Детям необходима помощь специалистов в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, поэтому при организации коррекционно-развивающей среды кабинета мы учитывали структуру первичного дефекта, а также проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой. Старались обеспечить комплексный подход к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции (Плаксина Л. И., Сековец Л. С.).
В детском саду созданы условия для охраны и укрепления здоровья, восстановления и развития зрительных функций детей, имеющих нарушения зрения. Предметная развивающая среда тифлокабинета создавалась нами с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с амблиопией и косоглазием.
Имеется кабинет учителя – дефектолога для проведения индивидуальных, групповых занятий с детьми с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, осязания и мелкой моторики.
Стены кабинета окрашены в светло-желтый и зеленый цвета, что способствует активизации зрительных функций дошкольников.
Имеются дополнительные источники света над каждой рабочей поверхностью.
Мебель соответствует росту воспитанников. Детские стулья окрашены в яркие цвета и оттенки, что способствует освоению и закреплению названий цветов спектра, а также развитию макроориентировки в пространстве у дошкольников.
Площадь тифлокабинета соответствуют требованиям СанПиНа.
Оборудование общего назначения включает: магнитно-маркерную доску, доску для рисования мелом, фланелеграф.
Имеются технические средства: компьютер для просмотра CD, DVD-дисков, просмотра зрительных гимнастик, видеофрагментов; аудиоаппаратуру для прослушивания аудиозаписей звуков природы, окружающего мира, музыкальных произведений и т. д.
Учебная зона оснащена традиционными материалами: картинами – предметными и сюжетными, репродукциями, альбомами, дидактическим материалом, наборами открыток, моделями, плакатами. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.
Дидактические материалы, оборудование и игрушки для образовательной деятельности подбираются по величине, цвету, объемности в соответствии со зрительным режимом, по назначению врача-офтальмолога.
В музыкальном уголке собраны фонотеки с записями классической и народной музыки, детских песенок; музыкальные инструменты, которые способствуют формированию интереса к музыке. Знакомим дошкольников со звучанием музыкальных инструментов: трещоткой, кастаньетами, бубенцами, треугольником, ксилофоном, металлофоном, маракасом, бубном, колокольчиками, а также самодельными музыкальными инструментами, изготовленными родителями.
Для развития слухового внимания развиваем чуткость детей к звукам окружающей среды. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы» и др.
Для развития зрительно-моторной координации наряду с традиционными материалами и пособиями используем развивающие игры В. В. Воскобовича, Никитина, Дьеныша, Кьюзенера. Материалы авторских игр по своим визуальным характеристикам доступны для дошкольников с нарушением зрения: зрительно привлекательны, просты по форме, с минимумом деталей. Такие дидактические пособия позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, составлять форму из геометрических фигур. Размер деталей зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной врачом-офтальмологом. Работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Зрительные ориентиры «Геометрические формы» легко зрительно узнаваемые ребенком с нарушением зрения при восприятии их на расстоянии, обладают несложной формой, цветовой яркостью, имеют четкий контур. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, количественного счёта; пространственной ориентировки; тренирует мышцы глаза; развивает зрительное и слуховое внимания. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.
Для детей младшего возраста интересны герои сказки «Репка». На этом занимательном материале закрепляем не только содержание русской народной сказки, но и активизируем в речи детей пространственные предлоги и наречия, термины сравнительной величины объектов, а также развиваем зрительные функции: локализацию, прослеживание взора, аккомодацию и т. п.
Для детей старшего возраста зрительными ориентирами служат не зашумленные настенные цветные изображения букв и цифр, повышающие полимодальность образа, развивающие ориентировку детей с нарушениями зрения в макропространстве.
Материалы и оборудование для развития мелкой моторики представлены материалами для изобразительной деятельности: цветные карандаши, фломастеры, маркеры, краски, цветные мелки, предметные трафареты, изобразительные материалы для лепки, аппликации; конструирования (разнообразные конструкторы, мозаики, деревянные вкладыши); бросовым, природным материалом.
Таким образом, коррекционно-развивающая среда тифлокабинета, созданная с учетом требований ФГОС ДО, способствует развитию детей с учётом их особенностей, в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы.
Список использованной литературы:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2006;
• Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. «Дефектология», № 6, 2005, с. 33;
• Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры
/ Под ред. Е. Н. Подколзиной. – М. : Город Детства, 2006. – с. 17.