Жанна Кучумова
Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни воспитанников на прогулке»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 пос. Николаевка»
Сообщение из опыта работы :
«Формирование здорового образа жизни воспитанников на прогулке».
Составила: Кучумова Жанна Викторовна –
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 3 пос. Николаевка»
Публикация «Из опыта работы „Формирование здорового образа жизни воспитанников на прогулке“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, средство приобщения детей к здоровому образу жизни.
Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдается как в семье, так и в дошкольной организации. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически.
Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях, формирование здорового образа жизни воспитанников является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений.
Потребность в движении свойственна маленькому ребенку. Мы взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений.
В целях формирования здорового образа жизни воспитанников на прогулке, в ее структуру я вношу разнообразные формы работы :
- беседы (о здоровом образе жизни,
- наблюдения (за солнцем, воздухом, водой, за растениями, растущими на огороде и на зоне лекарственных растений; так же за детьми другой группы во время проведения утренней гимнастики, оздоровительных пробежек).
- дидактические игры - например «Что такое хорошо, что такое плохо», «Полезные и вредные продукты»,
- совместные с взрослым трудовые действия;
- подвижные игры. В подвижных играх закрепляю основные виды движений (бег, лазанье, ползание, метание и т. д.). К каждой подвижной игре я подготавливаю атрибуты, выношу их в качестве выносного материала (султанчики, разнообразные маски птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки). Так же я провожу игры спортивного и соревновательного характера («перетяни канат, кто вперед» и т. д.).
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом я выбираю время для проведения игр и упражнений. Не допускаю, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Осенью дни становятся все короче, а погода - все хуже. Но, несмотря на это, дети с огромным удовольствием играют на улице, ведь для них нет неудачного сезона или погоды. И осенняя прогулка - это прекрасная возможность порадовать ребенка интересными играми и активностями, а самой отвлечься от сезонной хандры и тоже от души повеселиться.
Прогулка является одним из важных моментов закаливания. Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса в детском саду, цель которого снизить заболевания детей. Подбирая игры для дневной прогулки, учитываю предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий, которые требуют сосредоточенного внимания, планирую игры более подвижного характера. Провожу их со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая с большой нагрузкой, например, «Охотники и звери», вторая - более спокойная «День и ночь». После физкультуры, музыкального занятия провожу игры средней подвижности в середине или конце прогулки.
В жаркую погоду выбираю игры спокойного характера и меньшей подвижности, что исключает опасность перегрева. Если на улице холодно, сыро, то подвижную игру провожу сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру провожу в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. В летнее время хорошим средством закаливания, а также формированием свода стопы является босохождение. В своей работе использую закаливание детей солнечными лучами. Это закаливание не требует специальных процедур, оно происходит во время разнообразных игр на участке.
В зимнее время использую игры спортивного характера – хоккей. Весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон. Внося разнообразие в содержание прогулок, зимой имеет место катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, катание на ледянках. У детей вызывает большой игровой интерес такие игровые упражнения как «Гонка санок», «Успей первым», «На санках», «Быстрые упряжки» и т. д. Весной и летом большое удовольствие приносит детям катание на велосипедах, самокатах.
Умение детей двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет ребенок. Основной задачей развития физических качеств у детей дошкольного возраста является охрана и укрепление их здоровья, полноценное физическое развитие закаливание, формирование двигательных и культурно – гигиенических навыков и умений.
Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки : укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.