Светлана Меркушева
Консультация по ФГОС «Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение «Блоки Дьенеша»
ФГОС подразумевает развитие самостоятельного и творчески мыслящего ребёнка. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, понимающее живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Публикация «Консультация по ФГОС „Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
Развитие логики и мышления для ребёнка – очень большой труд и именно по этой причине к развитию следует подойти правильно. Необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, чтобы не вызвать у малыша некой антипатии, которая может остаться в его сознании на всю жизнь.
Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил, что может отразиться на здоровье ребёнка или вовсе угаснет интерес к учению.
Не следует думать, что развитие логического мышления – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься и даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка в этой области весьма скромны.
С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и многое другое. Овладев логическими операциями, ребёнок станет внимательным, научиться мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит и процесс учёбы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
Не для кого не секрет, что в дошкольном возрасте ребёнок познаёт мир через игру. Ещё Корней Чуковский в своё время сказал, что ребёнок играет не только кубиками, камушками, куклами и машинами, но и мыслями.
В наше время существует множество игр и игрушек, способствующие развитию логического мышление, но наибольшую популярность завоевали такие методики, как – палочки Кюизнера, система Фридриха Фребеля и блоки Дьенеша.
Золтан Дьенеш – венгерский теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.
Логические блоки Дьенеша позволяют формировать в комплексе все важные для математического развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Работа с блоками поможет ребёнку :
- перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а затем и к словесно-логическому мышлению;
- научиться оперировать несколькими свойствами предметов одновременно;
- научиться моделировать разные множества с заданными свойствами;
- понять сложные логические отношения между множествами.
Золтан Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики:
1. Стадия свободной игры (ребёнок знакомиться с ситуацией, которую ему предстоит разрешить)
2. Правила игры
3. Стадия сравнения
4. Репрезентативная стадия (диаграммы, таблицы)
5. Символическая стадия
6. Аксиомы и теоремы
Набор «Блоки Дьенеша» состоит из 48 геометрических фигур, различающихся по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по цвету (красный, синий, жёлтый, по размеру (большой, маленький) и по толщине (толстый, тонкий). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами и нет совершенно одинаковых фигур в наборе.
Можно выделить четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическим блоками :
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам
- для развития действий классификации и обобщения
- для развития способностей к логическим действиям и операциям.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребёнок самостоятельно познакомиться с блоками : рассмотрит их, обследует, использует по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание ребёнка на термине «блок» не имеет смысла, проще пользоваться словом «фигура». Затем начинаются игры на преобразование с постепенным усложнением задачи.
Надо всегда помнить, что интеллектуальная игра будет более увлекательной и радостной для детей, если взрослый будет равноправным участником игры. Ни в коем случае не спешите детям указывать на их ошибки. Дайте ребёнку время подумать и найти правильное решение.