Богдан О.И.
Родительское собрание «Речевые игры дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры дома
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»
Родительское собрание
Богдан О. И. -Учитель-логопед
2014 год
Форма проведения: обучающий семинар-практикум.
Задачи:
• Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с
ребенком.
• Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру. (слайд№2)
Публикация «Родительское собрание „Речевые игры дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевом развитии ребенка.
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов- это мелкая моторика, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи и связная речь – неотделим от другого (слайд№3). Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого, что является важным в логопедической работе.
Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, богатой, чистой, эмоциональной, выразительной, живой, благозвучной. В этом случае на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у любого человека реализуется значительно быстрее и прочнее.
Д. Б. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных:
Игры на развитие мелкой моторики рук, которые как известно благотворно влияют на развитие речи ребенка. (слайд №4)
«Помогаю маме».
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку и пр. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики. А если добавить фантазию (слайд №5) можно выполнить интересные поделки.
«Волшебные палочки».
Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление. (слайд №6)
Ребенок с самого рождения очень активен. Когда он начинает говорить, он пытается охарактеризовать свои действия и движения, обозначить их словами. И так игры на обогащение словаря. (слайд №7)
«Расскажи-ка»
Взрослый задает вопросы.
1. Что это? (яблоко)
2. Какого цвета?
3. Какое по форме?
4. Какое на вкус?
5. Где растет?
6. Какое на ощупь?
7. Что можно приготовить?
«Ищем слова»
Какие слова нужны для борща? Для компота? (слайд №8)
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова. (слайд №9).
Ребенок в дошкольном возрасте не знает, что такое падежи, но активно использует их в речи. Игры, представленные в разделе развитие грамматического строя речи, научат ребенка правильно использовать падежные окончания.
«Приготовим сок»
Из ананаса сок (какой) -…
Из яблок сок (какой) -…
Из томатов сок (какой) -… и т. д. (слайд №10)
«Один – много»
Начиная говорить, ребенок с каждым днем узнает все больше и больше нового о языке. Поэтому очень важно, чтобы малыш правильно употреблял слова. Поиграйте с ребенком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребенок должен поймать мяч, назвать это же слово, но во множественном числе, и бросить мяч обратно. (слайд №11)
«Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных.
Уши собаки (чьи) -…
Хвост лисы (чей) -… и т. д. (слайд №12)
Игры, которые научат ребенка образовывать новые слова с помощью суффиксов развивают речь, память и мышление малыша.
Ребенок познает мир. Многое он открывает в первый раз и пытается увиденное и услышанное как-то описать. Но он еще маленький и пока не знает значений многих слов, а потому ошибается. Чтобы избежать ошибок, поиграйте с ребенком в игры, которые помогут ему разобраться в значениях слова. (Слайд №13)
С помощью речевых игр можно научить ребенка выделять начальные звуки в словах, различать согласные звуки по твердости-мягкости, дифференцировать звуки. Они помогут развивать внимание, зрительную память и творческие способности ребенка.
«Начало/середина/конец»
Пусть малыш определит, где находится заданный звук [ц] в начале в середине или в конце слов. (Слайд №14)
«Рассели картинки по квартире» (Слайд №15)
«Веселые рыбаки»
Закрепление поставленных звуков [л] и [р]. Правильное их произношение. (слайд№16)
Строя фразу ребенок пытается подобрать слово, которое бы правильно выразило его мысль. Малышу не всегда удается подобрать нужное слово, поэтому в детской речи встречаются ошибки. Чтобы избежать ошибок, предложите малышу поиграть в игру
«Составь предложение».
Ребенку говорят слова в разброс и просят составить правильно предложение. (слайд №17)
«Составь предложения с «маленьким» словом.»
Малышу показывают схему предлога и предлагают составить предложение. (слайд №18)
Одним из приемов новейшей технологии является мнемотехника. Мнемотехника помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка 9изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. (слайд №19).
Хотелось бы, чтобы Вы, родители, прониклись терпением и уважением к своему ребенку, помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер. Учитесь играя. Успехов вам!