Папки-передвижки

Конспект занятия «Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста»

Матвеева Наталья
Конспект занятия «Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста»

Словесные игры в развитии речи детей

Старшего дошкольного возраста

Публикация «Конспект занятия „Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста“» размещена в разделах

Цели: закрепить полученные знания о звуках и буквах; развивать фонематический слух (умение определять количество слогов в слове); упражнять в образовании антонимов, синонимов, множественного числа существительных, упражнять в работе с деформированными предложениями; развивать речь, мышление, восприятие; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты: умеет отличать звук от буквы, даёт характеристику звуку, умеет делить слова на слоги и определять их количество; умеет подбирать антонимы к словам, образовывать множественное число существительных; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях.

Оборудование: предметные картинки, корзинка, картинка ослика; большие буквы из картона для загадок, домики с окошками, мяч

Ход деятельности

Вводное слово воспитателя.

– Ребята, вы знаете графические образы всех букв алфавита, а многие из вас умеют читать, вы умеете делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Я предлагаю вам сегодня поиграть со словами, проверить ваши знания.

«Шарики» артик. гимн.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Итак, первое наше задание – узнайте букву

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук (Ж)

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква (О)

Видим мы метро в Москве,

А над входом буква (М)

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок,

Протянутый наискосок (И)

У картавого Володи

Эта буква не выходит,

И, конечно, очень странно,

Но выходит у Полкана! (Р)

Воспитатель.

– Какие вы молодцы, угадали все буквы. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Вам нужно достать букву, придумать на неё слово. Первую букву достаё т педагог: к – кукла – первый звук [к] – согласный, твёрдый, глухой…потом дети.

– А скажите мне, ребятки, чем отличается звук от буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

– И нас ждёт следующая игра «Поймай слог»

– Я буду «бросать» вам слог, а вы должны превратить его в слово. (Па – папа, ма – мама, ар – арбуз, кош – кошка, рыб – рыбка, со – сова, ли – лиса, мор – морковь и т. д)

– У нас в группе три домика для слов. Обратите внимание, что в первом домике – одно окно, а у второго – два окошка, а в третьем домике – три окошка. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто к нам пришёл. А затем мы поселим гостя в нужный домик. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно выяснить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя «селим» в первый домик. Если два слога, то – во второй домик. В третий домик поселим гостя, в названии которого три слога.

1. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Бел-ка – 2 слога.)

2. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (Волк – 1 слог.)

3. Не на рыбу, а сеть расставляет. (Па-ук – 2 слога.)

4. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. (Ку-зне-чик – 3 слога.)

5. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Со-ба-ка – 3 слога.)

– Послушайте шуточное стихотворение (начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака)

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

– Кого видел поэт? В каком виде они были? Носят ли свинки ботинки? А может быть, они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички) Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово :

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без… (ботинок) и (чулок).

И щенков без (носков).

И синичек без (рукавичек).

– Посмотрите, к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот беда, он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица совсем с ним измучилась. Стала она думать, как же быть. Думала, думала, и придумала игру «Наоборот». Стали мама и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Давайте тоже поиграем в игру «Наоборот». Я кидаю вам мяч и называю слово, а поймавший мяч, должен сказать это слово «наоборот» и бросить мяч мне. Слушайте внимательно стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь(«низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь(«близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты(«храбрец»).

Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай… («конец»).

Сахар сладкий, а лимон (кислый).

Луна видна ночью, а солнце (днём).

Огонь горячий, а лёд (холодный).

Река широкая, а ручей (узкий).

Камень тяжёлый, а пух (лёгкий).

Физ. минутка «Мы»

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ, топ, топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем

И побежим на месте бегом.

– Молодцы! Но игры ещё не закончились.

В языке родном, богатом

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе? … (доктор)

Я желаю вам удачи.

Игра «Скажи иначе»

Волшебник – маг

Знамя –(флаг).

Шум – грохот

Смех –(хохот).

Хвала – одобрение

Удача – (везение).

Силач – атлет

Тайна – (секрет).

Отчий – родной

Жара – (зной).

Внезапно – вдруг.

Товарищ –(друг).

Идти – шагать

Плясать – (танцевать).

Верный – надёжный

Трудный – (сложный).

Здесь – тут

Работа – (труд).

– Ну – ка, дети, не зевайте!

Слово быстро изменяйте!

Игра «Один – много»

На берегу росла сосна – а рядом с нею (сосны)

Горит прекрасная звезда – а рядом с нею (звёзды)

Стал красным – красным помидор, а рядом (помидоры)

Вот гном один, вот гном второй – вместе это… (гномы)

– Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? Речь состоит из предложений. А предложения из чего состоят? Предложения состоят из слов. Я предлагаю вам сыграть в игру «Исправь ошибку». Нужно правильно расставить слова в предложениях.

– На белке сидела ёлка. (На ёлке сидела белка.)

– Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу.)

– По кораблику плывёт река. (По реке плывёт кораблик.)

– В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы.)

– Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)

– Отлично, ребята, вы исправили все ошибки.

Подведение итогов

– Наше занятие подошло к концу. Чем вам понравилось занятие? Что показалось наиболее трудным?

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить ребенка называть предмет и его описывать. Ход игры: Найдите мешочек, положите в него несколько знакомых ребенку.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста»
Опубликовано: 18 января 2022 в 10:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД