Матвеева Наталья
Конспект занятия «Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры в развитии речи детей
Публикация «Конспект занятия „Словесные игры в развитии речи детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
Цели: закрепить полученные знания о звуках и буквах; развивать фонематический слух (умение определять количество слогов в слове); упражнять в образовании антонимов, синонимов, множественного числа существительных, упражнять в работе с деформированными предложениями; развивать речь, мышление, восприятие; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Планируемые результаты: умеет отличать звук от буквы, даёт характеристику звуку, умеет делить слова на слоги и определять их количество; умеет подбирать антонимы к словам, образовывать множественное число существительных; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях.
Оборудование: предметные картинки, корзинка, картинка ослика; большие буквы из картона для загадок, домики с окошками, мяч
Ход деятельности
Вводное слово воспитателя.
– Ребята, вы знаете графические образы всех букв алфавита, а многие из вас умеют читать, вы умеете делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Я предлагаю вам сегодня поиграть со словами, проверить ваши знания.
«Шарики» артик. гимн.
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Итак, первое наше задание – узнайте букву
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук (Ж)
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква (О)
Видим мы метро в Москве,
А над входом буква (М)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок (И)
У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана! (Р)
Воспитатель.
– Какие вы молодцы, угадали все буквы. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Вам нужно достать букву, придумать на неё слово. Первую букву достаё т педагог: к – кукла – первый звук [к] – согласный, твёрдый, глухой…потом дети.
– А скажите мне, ребятки, чем отличается звук от буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)
Мы не можем звук увидеть
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
– И нас ждёт следующая игра «Поймай слог»
– Я буду «бросать» вам слог, а вы должны превратить его в слово. (Па – папа, ма – мама, ар – арбуз, кош – кошка, рыб – рыбка, со – сова, ли – лиса, мор – морковь и т. д)
– У нас в группе три домика для слов. Обратите внимание, что в первом домике – одно окно, а у второго – два окошка, а в третьем домике – три окошка. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто к нам пришёл. А затем мы поселим гостя в нужный домик. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно выяснить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя «селим» в первый домик. Если два слога, то – во второй домик. В третий домик поселим гостя, в названии которого три слога.
1. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Бел-ка – 2 слога.)
2. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (Волк – 1 слог.)
3. Не на рыбу, а сеть расставляет. (Па-ук – 2 слога.)
4. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. (Ку-зне-чик – 3 слога.)
5. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Со-ба-ка – 3 слога.)
– Послушайте шуточное стихотворение (начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака)
Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
– Кого видел поэт? В каком виде они были? Носят ли свинки ботинки? А может быть, они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички) Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Даём честное слово :
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без… (ботинок) и (чулок).
И щенков без (носков).
И синичек без (рукавичек).
– Посмотрите, к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот беда, он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица совсем с ним измучилась. Стала она думать, как же быть. Думала, думала, и придумала игру «Наоборот». Стали мама и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Давайте тоже поиграем в игру «Наоборот». Я кидаю вам мяч и называю слово, а поймавший мяч, должен сказать это слово «наоборот» и бросить мяч мне. Слушайте внимательно стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь(«низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь(«близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты(«храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай… («конец»).
Сахар сладкий, а лимон (кислый).
Луна видна ночью, а солнце (днём).
Огонь горячий, а лёд (холодный).
Река широкая, а ручей (узкий).
Камень тяжёлый, а пух (лёгкий).
Физ. минутка «Мы»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ, топ, топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки разведем
И побежим на месте бегом.
– Молодцы! Но игры ещё не закончились.
В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе? … (доктор)
Я желаю вам удачи.
Игра «Скажи иначе»
Волшебник – маг
Знамя –(флаг).
Шум – грохот
Смех –(хохот).
Хвала – одобрение
Удача – (везение).
Силач – атлет
Тайна – (секрет).
Отчий – родной
Жара – (зной).
Внезапно – вдруг.
Товарищ –(друг).
Идти – шагать
Плясать – (танцевать).
Верный – надёжный
Трудный – (сложный).
Здесь – тут
Работа – (труд).
– Ну – ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!
Игра «Один – много»
На берегу росла сосна – а рядом с нею (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею (звёзды)
Стал красным – красным помидор, а рядом (помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – вместе это… (гномы)
– Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? Речь состоит из предложений. А предложения из чего состоят? Предложения состоят из слов. Я предлагаю вам сыграть в игру «Исправь ошибку». Нужно правильно расставить слова в предложениях.
– На белке сидела ёлка. (На ёлке сидела белка.)
– Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу.)
– По кораблику плывёт река. (По реке плывёт кораблик.)
– В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы.)
– Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)
– Отлично, ребята, вы исправили все ошибки.
Подведение итогов
– Наше занятие подошло к концу. Чем вам понравилось занятие? Что показалось наиболее трудным?