Надежда Асылбаева
Словесные игры в детском саду
▼ Скачать
Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
Публикация «Словесные игры в детском саду» размещена в разделах
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей
В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
Игры для детей младшей группы: «У медведя во бору», «Конь», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая», «Заинька», «Птицы и автомобиль».
1. «На птичьем дворе». Цель: закрепить знания о том как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.
Воспитатель предлагает прослушать стихотворение:
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху - Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок ранним утром поутру
Нам споет - Ку-ка-ре-ку!
«Как кричат уточки? гуси?.
Затем детей делят на группы «уточки», «гуси» и т. д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.
2. «Пчелки». Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу.
Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка.
Слова пчелки-мамы движения
Полетели пчелки собирать мед с цветочков.
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же.
Слова пчелок-детей
Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.
Игры для детей средней группы: «Воробушки и автомобиль», «Кто в домике живет», «Гуси-гуси», «Так бывает или нет», «Каравай», «Зайка», «Добавь слово».
1. «Зеркало». Цель: развивать речевую и двигательную активность.
Дети становятся в круг, выбранный по считалке водящий ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом, друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют заним.
2. «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое? Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.
Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.
-длинный (день, поезд, широкая (дорога, речка) и т. д.
Игры для детей старшей и подготовительной групп: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица?», «Да-нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно?», «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», «Узнай по голосу».
1. «Вершки-корешки». Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).
Воспитатель называет овощ, а дети отвечают что съедобно у этого овоща – вершки ил корешки.
Или воспитатель говорит – вершки (корешки, а дети называют овощ.
2. «Назови три (пять) предметов». Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Воспитатель называет слово (например- мебель, бросает мяч ребенку, а ребенок должен назвать 3 слова, которые можно объединить словом мебель.