Рушана Макарова
Сказочный театр кукол для воспитанников в возрасте от 8 до 17 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказочный театр кукол»
для воспитанников в возрасте от 8 до 17 лет
Цель: приобщение воспитанников к театральному искусству, обогащение духовных потребностей детей, развитие их творческой активности.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с миром кукольного театра;
расширить знания воспитанников о театральном искусстве.
Развивающие:
способствовать развитию у детей фантазии, воображения, внимания, контактности;
Публикация «Сказочный театр кукол для воспитанников в возрасте от 8 до 17 лет» размещена в разделах
содействовать реализации творческих способностей воспитанников в коллективной деятельности.
Воспитательная :
– воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к театральному искусству.
Методы: рассказ, беседа, иллюстрация, практическое занятие.
Форма занятия: групповая.
Целевая аудитория: воспитанники ЦССВ от 6 до 17 лет.
Оборудование и материалы: компьютер, тв для показа презентации, презентация «Волшебный мир театра кукол», сцена-ширма кукольного театра, перчаточные куклы сказки «Репка», пальчиковые куклы.
Продолжительность занятия: 1 час.
Ход занятия
1. Вводная часть (5 мин.)
ТВ-проекция презентации по теме занятия. Звучит фоновая музыка.
Дети рассаживаются по своим местам.
Слайд 1 «Волшебный мир театра кукол»
Воспитатель :
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в сказочном театре кукол. Сегодня нас ждёт много нового и интересного, мы поговорим с вами о кукольном театре, познакомимся с историей возникновения кукольного театрального искусства, познакомимся с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера.
21 марта Международный день театра кукол. Отмечается он с 2003 года по решению Конгресса УНИМА – Международного союза деятелей театра кукол.
Основная часть (20 мин.)
Слайд 2 «Театр место для зрелищ»
Воспитатель :
- Ребята, как вы понимаете слово «театр»? (ответы детей)
- Слово «театр» переводится с греческого языка как «зрелище» и как «место для зрелищ». «Зрелище», «зритель», «зрение» – это родственные слова, однокоренные. То есть театр – это :
то, что зритель смотрит – спектакли, концерты, выступления (обязательно на сцене, чтобы можно было видеть все происходящее на сцене с любой точки зрительного зала);
то, где зритель смотрит – специальное место, здание, в котором происходит театральное представление.
Слайд 3 «Типы театров»
- В современном мире существуют разные виды театров.
Драматический – в драматическом театре актеры разговаривают.
Оперы и балета – в опере не говорят, а поют.
Балет – артисты балета рассказывают зрителям обо всех событиях и отношениях героев друг с другом с помощью танца.
Кукольный театр – в роли актеров – куклы.
Куклы-перчатки – надеваются непосредственно на руку актера.
Куклы-марионетки – управляются с помощью нитей или металлических прутов.
Театр теней – показ различных кукол или фигур через полупрозрачный экран.
- А когда вы слышите словосочетание «кукольный театр» – какие у вас возникают ассоциации (ответы детей)
- Кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (ответы детей)
- Какие впечатления вы получили? (понравился и почему? (ответы детей)
Слайд 4 «Из истории кукольного театра»
- В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
- Актер…кто это? (ответы детей)
- Какие виды кукол вы знаете? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют.
Слайд 5 «Виды театральных кукол»
- Посмотрите, ребята, театральные куклы бывают : верховые, куклы-автоматы, куклы-великаны, теневые куклы, марионетки.
- Рассмотрим подробней каждый вид театральных кукол.
Слайд 6 «Верховые куклы»
- верховые куклы
Пальчиковые. Почему они так называются? (ответы детей)
- Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскутка ткани.
Перчаточные. Почему они так называются? (ответы детей)
(ответ - надеваются на руку актера как перчатка).
- Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
Тростевые – Почему они так называются? (ответы детей)
Слайд 7 «Тростевые куклы»
Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.
Слайд 8 «Куклы-варежки»
- Куклы-варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении.
Слайд 9 «Конусные куклы»
- Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см.
Слайд 10 «Пальчиковые куклы»
- Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к кому-либо.
Слайд 11 «Шагающие куклы»
- Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра.
Слайд 12 «Куклы живой руки»
- Яркими и выразительными возможностями обладает очень простая кукла с «живой» рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода.
Слайд 13 «Перчаточные куклы»
- Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Слайд 14 «Напольные куклы»
- Напольные куклы - большие куклы. Их рост может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит «в открытую» один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову).
Слайд 15 «Перчаточные куклы или Бибабо»
- Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
Слайд 16 «Куклы-марионетки»
- Марионетки – куклы на ниточках. Кукла-марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
Слайд 17 «Теневые куклы»
- Куклы-тени. Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей) (ответ - создается впечатление, что двигаются только тени).
- Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.
Слайд 18 «Куклы автоматы»
- Механические куклы, двигаются с помощью заводного механизма, пара. Суок – кукла-автомат из произведения Олеши «Три толстяка»
Слайд 19 «Куклы-великаны»
- Используются в уличных представлениях. Часто имеют большую голову, передвигаются на ходулях.
Физкультминутка (5 мин.)
Воспитатель :
- Ребята, а сейчас мы свами потанцуем. Вставайте в круг и повторяйте за мной движения. (Танец под песню «Куколки-подружки»)
2. Практическая часть (20 мин)
Воспитатель :
- Ребята, а сейчас вы сами можете попробовать быть в роли кукловодов, пусть каждый пройдет за ширму и попробует себя в роли актера, выбирайте своих персонажей (отработка движений).
- В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо думать не только о себе, и соблюдать правила поведения.
Правила поведения в театре :
В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.
В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.
Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.
Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.
В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.
Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль, и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10—15 минут.
Слайд 23 «Кукольный спектакль «Курочка Ряба»
- Ребята, сейчас мы с вами побываем в настоящем кукольном театре, посмотрим сказку «Курочка Ряба». А представят сказочных актёров Наташа и Аня.
Места заполняются в зрительном зале,
До зрелищ охотник повсюду найдется.
Обычная вешалка в самом начале,
А дальше – то чудо, что театром зовется.
(На сцене кукольного театра появляется Кот-сказочник и начинает действо по сценарию сказки «Курочка Ряба» (Приложение 1)
4. Заключительная часть (10 мин.)
- Ребята, вам понравилась сказка? (ответы детей)
- Что нового вы узнали на нашей сегодняшней встрече?
- А что больше всего запомнилось? (Обсуждение)
Слайд 24 «Благодарю за внимание!»
- Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего общения.
Играет фоновая музыка.
Источники.
1. Андрианова-Голицина И. А., «Я познаю мир. Театр», ООО «Издательство Астрель», 2000
2. Дангворт Р., «Домашний кукольный театр», Издательство Росмэн, 2005
3. Журнал «Детская энциклопедия» №3, 2008
4. https://uchitelya.com/pedagogika
5. https://nsportal.ru
Приложение 1
Курочка Ряба
Сценарий по русской народной сказке
(в обработке Толстого) для постановки спектакля в кукольном театре
Продолжительность спектакля: 15 минут
количество актеров: от 2 до 4
Действующие лица: Кот-сказочник, Дед, Бабка, Курочка Ряба, Мышка
На переднем плане печка, стол и часть бревенчатой стены. На втором плане – деревенская изба. За столом сидят Дед с Бабкой.
Кот-сказочник :
Здравствуйте, ребята,
а послушайте-ка сказку,
сказку-рассказку.
Жили-были дед да баба….
Бабка: (со вздохом)
Как нам быть с тобою, Дед?
Из чего варить обед?
По сусекам я скребла,
Только мышь там и нашла!
Нет у нас с тобой в кладовке
Ни капусты, ни морковки,
Знать, придется пропадать!
Дед:
Надо что-нибудь продать!
Отнесу я на базар
Наш любимый самовар.
Бабка, ты начисть его.
Он ведь, вроде, ничего!
За него пятак бы дали.
Бабка:
Мы уже его продали!
Приготовлю я омлет!
Бабка ставит сковородку на стол и стучит по ней яйцом. Яичко не бьется.
Бабка: (удивленно)
А яичко не просто,
А яичко-то востро,
И сдается мне, оно
Костяно и мудрено!
Дед встает из-за стола и подходит к Бабке
Дед:
Это горе – не беда!
Ну-ка, Бабка, дай сюда.
Разобью его в два счета!
Дед берет яичко и пытается его разбить о сковородку. Отбивает об яичко руку. Бабка на нее дует.
Бабка:
Вот так не было заботы!
Говорят тебе, оно
Костяно и мудрено!
Дед кладет яйцо в сковородку. Дед с Бабкой садятся за стол.
Дед:
Надо бы позвать подмогу!
Бабка:
Да уймись ты, ради бога!
Мы яичко не съедим
И другим не отдадим,
Ведь цыпленок из него
Народится – ого-го!
Ты за курочкой сходи.
Дед:
Ты же, Бабка, пригляди
За небьющимся яичком
Дед выходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной справа.
Голос Деда:
Цыпа-цыпа! Птичка, птичка!
Бабка вынимает яичко, кладет его на стол, берет сковородку и несет ее к печи. Из-под стола появляется мышка, залазит на стол, берет в лапки яйцо и обнюхивает.
Мышка:
Мне бы сыра! Я ведь мышь!
Бабка, увидев мышь, бежит к столу и замахивается на нее сковородкой.
Бабка:
Брысь, злодейка! Кыш-кыш-кыш!
Мышка бросает яичко вниз и прячется под стол. Бабка роняет сковородку за ширму и хватается за голову.
Бабка:
Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед, сюда!
Дед:
Да неужто? Вот беда,
Как же чай мы пьем тогда?
Ладно, загляни в сундук!
Бабка:
Там давно живет паук.
На базаре за него
Не дадут нам ничего.
Лучше продадим мы шапку!
Дед:
Ты забыла, что ли, Бабка,
Что продал я за полушку
Шапку и купил несушку.
Цыпа-цыпа!
Из-под стола между Дедом и Бабкой появляется Курочка Ряба и хлопает крыльями.
Курочка Ряба:
Ко-ко-ко!
Здесь я, Дед, недалеко!
Я не просто так пришла,
Я яичко вам снесла.
Курочка Ряба вынимает из-под стола яичко, отдает его Бабке и уходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной. Бабка кладет яичко на стол, идет к печи и достает из-за нее сковородку.
Бабка: (радостно)
Вот чудесно, на обед,
Из-за бревенчатой стены тут же выбегает Дед.
Дед:
Да что случилось?
Бабка: (причитая)
По столу бежала мышь,
Только я сказала : «Кыш!»
Как она хвостом махнула,
Все вверх дном перевернула,
И яичко покатилось…
Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед: (в сердцах)
Ух, злодейка! Ох, беда!
Не прощу ей никогда!
Вот несчастье приключилось!
Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед с Бабкой садятся рядом за стол и плачут. Из-за бревенчатой стены появляется Курочка Ряба и подходит к столу.
Курочка Ряба:
Что ты, Бабка, что ты, Дед?
Аль не удался омлет?
Дед:
По столу бежала мышь,
Бабка ей сказала : «Кыш!»
А она хвостом махнула,
Дом вверх дном перевернула,
И яичко покатилось…
Дед и Бабка: (хором)
Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Курочка Ряба встает между Бабкой и Дедом и обнимает их.
Курочка Ряба:
Полно плакать и рыдать,
Над яичком причитать.
Я снесу для вас другое –
Не простое, золотое!
Купите яиц мешок
И все будет хорошо!
Кот-сказочник :
Вот и сказочки конец,
А кто слушал – молодец!