Есауленко Марина Васильевна
Сказкотерапия. Воспитание дошкольников сказкой
Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой
Сказка – великое произведение искусства. Ребенок вступает в мир сказок в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Дети извлекают из сказок, множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.
Публикация «Сказкотерапия, Воспитание дошкольников сказкой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка – это устно – поэтический рассказ, который содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это прежде всего произведение искусства, живое, увлекательное, яркое, красочное. Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем и не только познают но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, жизнерадостность, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказка, с последующим пересказом, способствует развитию мышления и обогащению языка. По словам В. Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из важных элементов. Под воздействием сказки обостряется чувство детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белою берёзоньку», «травушка муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.
Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают душой. Многообразный и красочный образ сказочных героев дает детям простор воображению.
Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка, динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок, причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность, - все это делает сказку интересной, волнующей, завораживающей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка.
Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.
В процессе представления о добре и зле происходит формирование милосердных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Главный результат работы воспитателя с детьми заключается в усвоении ребенком посредством событий в сказке духовно – нравственных категорий (добра – зла, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, зависть-великодушие, содействовать развитию образного строя речи, обогащение словаря, навыков связной речи, развивать способность детей отличать хорошее от плохого, в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту, стремлении к добру и непринятию зла.
Чтобы обеспечить внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения, использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценированние сказки с использованием костюмов, шапочек, фланеленграфа. В сказке «Теремок» детям можно предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень переживают кульминационный момент, когда при появлении медведя, теремок развалился. Мы предлагаем построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем, мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая кто, что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. В этой сказке воспитываются такие качества: гостеприимство, доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки, те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Сказка «Гуси-лебеди» - эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. После рассказывания сказки «Зимовье зверей» следует провести с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснить представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками, с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. При обсуждении произведений с детьми, помогать любимым героям выходить из сложных ситуаций и придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую приемлемую, подходящую, удобную. Детям старшего дошкольного возраста предлагается стать самим сказочниками, придумывать и сочинять свои сказки, нацеливая их прежде на обдумывание замысла, образа, логического развертывания сюжета, стараясь быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.
Воспитатель анализирует различные ситуации в группе и потом подбирает сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.