Ольга Подзолкова Рябоконь
Сказкотерапия помогает в преодолении дезадаптации ребёнка в детском саду
Использование сказки для преодоления проблемы адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Адаптация ребёнка к детскому саду порой проходит нелегко, ребёнок часто болеет, могут проявляться нежелательные симптомы, например рвота. Я в своей работе использую сказкотерапию.
Сказку можно разыграть на песке. Для персонажей я использую фигурки от Киндер-сюрпризов.
Итак, сказка.
Сказка №1 Как Наташа в сказку попала
(имя персонажа должно начинаться на ту же букву, что и имя ребёнка)
Публикация «Сказкотерапия помогает в преодолении дезадаптации ребёнка в детском саду» размещена в разделах
В некотором царстве в некотором государстве жила-была маленькая девочка. А звали её Наташа. Жила Наташа вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Проходило время, и Наташа подрастала, становилась старше. Пришло время ей идти в детский сад. Наташе очень не хотелось, и было немного страшно, как же она там будет. Мама Наташи тоже переживала и боялась за дочь.
И вот однажды ночью перед походом в детский сад, ей приснился удивительный сон. Она увидела двух Фей. Одна была в светлой и яркой одежде (это была добрая фея) и она говорила: Наша девочка уже выросла и ей пора идти в детский сад, а маме на работу. Ведь им как-то надо дальше жить, одеваться, что-то кушать, покупать игрушки. До этого маме платило деньги государство, пока дочь не подросла.
А другая Фея в тёмной одежде (это была злая фея) говорила, ничего страшного, она ещё маленькая и может посидеть одна дома на худой конец. Наташа как представила, что она останется одна дома, ей сначала стало весело, но когда Добрая Фея сказала о том, что она же не сможет сама приготовить поесть, ей будет скучно одной дома, не с кем будет поиграть, поговорить и почитать книжки, ведь она сама ещё не умеет читать.
«Ну и что, - сказала Злая Фея, - зато она будет дома, где не будет чужих людей».
- Но ведь, она будет совсем одна, и мало ли что может случиться. Ей захочется пить или есть, кто ей это даст.
- Сама возьмёт.
- Она ещё слишком мала для этого.
- Значит в садик она уже большая, а побыть дома одна, она мала.
- А ты думаешь, она с этим справится сама.
- Ну, может и не справиться, что тогда.
- Ей же будет от этого ещё хуже. А в садике она будет не одна, за ней будет присматривать и заниматься воспитательница. Кроме того она будет играть с другими детьми. Наташе будет весело, и мама не будет беспокоиться как она там одна, всё ли с ней в порядке. А подрастёт она, ей надо будет идти в школу, куда мам не пускают, ей нужно привыкать быть самостоятельной и уметь обходиться без мамы. И потом мама всегда рядом с ней, в её сердечке, ведь мама всегда чувствует своего ребёнка даже на расстоянии. И ребёнок всегда под защитой мамы. А воспитательница потому и строга с детьми, чтобы с ними ничего плохого не случилось. Вот представь себе, Наташе захотелось резать ножницами, и она хватает их и бежит с ними, если воспитательница не остановит её, она может упасть и поранить себя или другого ребёнка. Да мало ли ситуаций, которые могут случиться, а в детском саду всегда рядом взрослый, который поможет справиться с ними.
- Ну, хорошо, ты меня убедила. Пора будить нашу девочку…
И тут Наташа почувствовала нежное прикосновение маминых рук и услышала её любимый голос. Ей захотелось поскорее встать с постели и побежать в садик, ведь её там будут ждать новые друзья и много удивительных встреч, приключений и знакомств.
В конце ребёнку можно предложить нарисовать детский сад и раскрасить его цветными карандашами, так вы определите, решена ли проблема или нет. Если ребёнок использует мрачные цвета, то страх ещё не ушёл, и нужна дополнительная работа.
Сказка № 2 Детский сад для зверят
Мы с тобой уже узнали про девочку Наташу, которой приснился удивительный сон про двух Фей (злую и добрую).
А сегодня ты услышишь продолжение этой сказки.
Наташа ходила в детский сад уже несколько дней, но никак не могла понять, ну почему маме надо её туда водить, ведь на худой конец у неё есть бабушка, с которой она хоть иногда может замечательно побыть дома.
И мама Наташи тоже сильно переживала и никак не могла найти выход из сложившейся ситуации, ведь она очень сильно любила свою дочь, и не хотела, чтобы та расстраивалась из-за разлуки с ней. Но им сказали, что так нужно, чтобы дочь постепенно привыкала к бОльшей самостоятельности, готовилась к взрослой жизни. Ведь ей в дальнейшем нужно будет ходить в школу, а туда родителей не пускают, да и это смешно, когда ребёнок как маленький сидит в школе вместе с мамой. Ведь в школу обязательно надо ходить, иначе, когда вырастешь, не сможешь получить профессию и заработать деньги на семью.
И вот однажды Наташе приснился удивительный сон, как будто она попала в одну волшебную страну, где живут животные, живут также как люди, строят дома, ходят на работу, в магазины, а своих детёнышей водят в детский сад, а когда те немного подрастут в школу.
Я предлагаю тебе построить такой ГОРОДОК ЗВЕРЕЙ.
(Строительство городка на песке из строительного материала).
В городке Зверей открылся детский сад. Все мамы и папы очень обрадовались этому событию. И, конечно же, стали приводить своих детей в этот детский сад.
Мама Слониха привела своего Слонёнка, мама Бегемотиха своего Бегемотика, Тигрица - Тигрёнка, Мама Собака пришла вместе с папой, они привели своего Щенка. Мама Лошадь и папа Конь тоже привели Жеребёнка.
(Обыгрывание ситуации с игрушками)
Зверята не сразу привыкли к детскому саду, многие плакали и не хотели расставаться со своими родителями. Но как только они попадали в свою группу и двери за родителями закрывались, они, увидев множество игрушек, начинали играть, забыв о своей грусти. В детском саду зверят кормили вкусными фруктами. (Здесь можно предложить ребёнку приготовить фрукты к подаче их на стол, подойдет набор фруктов для разрезания). Зверята занимались в детском саду разными делами: лепили из пластилина и глины; рисовали красками и карандашами; строили города из строительного материала и занимались другими интересными занятиями (все действия можно обыграть с ребёнком)