Галина Гуляева
Конспект занятия «Сказка А. С. Пушкина в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия :
Классики детям: «Сказка А. С. Пушкина в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
(укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») — сказка в стихах А. С. Пушкина.
Публикация «Конспект занятия „Сказка А, С, Пушкина в опере Н, А, Римского-Корсакова „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Цель:
* приобщение воспитанников к музыкальной культуре через оперу Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
*знакомить детей с произведением крупного жанра - оперой;
*воспитание положительного отношения к высокохудожественным произведениям музыкального и художественно – поэтического искусства;
*закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке; *обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Римского-Корсакова;
*учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, средствами выразительности, используемыми в сказке и опере;
* активизировать воображение, музыкальную память, тембровый слух;
*побуждать высказываться о прослушанной музыке;
*развивать речь детей, через художественное прочтение отрывков из произведения;
*выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике и рисунке.
Красивую сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде», композитор Н. А. Римский – Корсаков передал в своей музыке через оперу «Сказка о царе Салтане». Эта опера стала доступной для самых юных зрителей. В спектакле по сказке А. С. Пушкина объединились все средства театральной выразительности, придав ей динамизм и яркость. На сцене в танце ожили: Шмель, Белочка, и Лебедь. Интересное художественное воплощение получили образы тридцати трех богатырей. Красочность декораций и костюмов постановки сочетается с сочными музыкальными образами прославленной оперы, приобщая к классическому искусству самую широкую детскую аудиторию.
Ход занятия.
Звучит мелодия увертюры, которая льется безмятежно песней старшей и средней сестер, завязывается беседа ворчливой Бабарихи с лирической мелодией младшей сестры Милитрисы.
Музыкальный руководитель: (Показ иллюстрации к этим строчкам)
Ребята, скажите из какой сказки эти сроки :
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Ответ детей: «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне Салтановиче».
Музыкальный руководитель: Вы все знаете эту сказку?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: А кто написал эту сказку?
Ответ детей: А. С. Пушкин.
Музыкальный руководитель (показывает портрет великого русского писателя А. С. Пушкина)
Муз. рук: показываед другой потрет (Н. А. Римского-Корсакова) :
Ребята, кто знает, кто изображен на этом портрете?
Ответ детей:
Муз. рук: Это тоже великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков. Он написал музыку к опере на сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». И сегодня мы будем с вами рассказывать её и слушать музыку двух великих русских классиков.
Муз. рук: А что случилось в сказке дальше?
(Дети пересказывают начало сказки).
Муз. рук:Помните — царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.
Когда царь Салтан уехал на войну, царица родила сына. Злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:
Ребенок читает отрывок:
«Родила царица в ночь,
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
А дальше по приказу царя (показ иллюстрации из книги)
«И царицу в тот же час,
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили,
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан».
Муз. рук: Композитор Римский- Корсаков изобразил при помощи музыки грозное море, холодный блеск звезд.
(Звучит тема бочки) (показ иллюстрации)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Муз. рук: о чём повествует сказка дальше?
Ответ детей:
Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Здесь он встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведет Гвидона с Царицей в сказочный город. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.
Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к своему отцу в Тмутараканское царство.
Муз. рук: Давайте послушаем, как изобразил образ шмеля композитор. Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах — на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная».
Дети слушают пьесу «Поле шмеля» (показ иллюстрации)
Муз. рук: Ребята, вы наверное заметили. что это не назойливое гудение, а ликующее, радостное. А почему? Кто помнит?
Ответ детей: Он очень тосковал по своему отцу — царю Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему полет шмеля звучит так радостно.
Муз. рук: А кто нам изобразит под музыку полет шмеля?
(Ребенок показывает этюд «Полет шмеля»)
Муз. рук: Молодец! И что же услышал царевич Гвидон?
Ответ детей: Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на волшебном острове Буяне, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трех богатырях, выходящих из морской пучины, о прекрасной Царевне-лебеди.
Муз. рук: А сейчас, мы с вами послушаем, из этой оперы музыкальные фрагменты, которые называются «Три чуда».
Первое чудо.
Вот как описывает его А. С. Пушкин :
Ребенок читает отрывок из сказки : (показ иллюстрации)
Есть там белка, что при всех.
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой, рассказал нам о чудесах острова Буяна.
Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется легкой и подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде», которую композитор поручает флейте-пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.
(показ картинок с изображением этих музыкальных инструментов)
Звучит музыка Белочки.
Чудо второе:
Ребенок читает:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо.
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор
(Звучит музыка Богатырей) (показ иллюстрации 33 Богатырей)
Муз. рук: В этом чуде, в сопровождении симфонического оркестра, создаётся впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.
Третье чудо:
Читает ребенок: (показ иллюстраций образа Лебедя – птицы)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Муз. рук: Так поэт А. С. Пушкин описывает красоту Царевны – Лебедя.
А так композитор рисует образ Царевны-лебедя, нежные, мягкие, размеренные аккорды идут на фоне спокойного восходящего движения у арф. Эта тема сменяется причудливым мелодическим рисунком солирующих скрипок.
Муз. рук: Кто из девочек изобразит нам образ лебедя?
Импровизация образа Лебедя.
Муз. рук: Молодец! Как точно передала характер Лебедя.
Что же случилось далее?
Ответ детей:
Муз. рук: Конечно, как и в каждой сказке, здесь все окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестер — повариху и ткачиху. Сказка закончилась веселым пиром.
Показ иллюстраций свадебный пир.
Звучит финальная музыка: торжественная, радостная, ликующая мелодия фанфар.
Муз. рук: А сейчас, я предлагаю вам нарисовать понравившиеся эпизоды из прослушанной вами сказки.