Фавзана Аюпова
«Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке.
Таким языком для ребёнка является сказка. Понятия «звук» и «буква» абстрактные, дети часто путают эти понятия. Чтобы дети понимали и различали эти понятия, чтобы научились дифференцировать понятия «звук» и «буква», я изготовила
пособие «Живые звуки и буквы».
Цель пособия
:
1. познакомить детей с гласными звуками,
2. формировать понятие «гласный звук»,
3. развивать слуховое внимание,
Публикация «„Сказка о живых звуках и буквах“, Фонетика для дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2014
4. развивать фонематический слух.
5. познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);
6. учить детей различать и дифференцировать понятия «звук» и «буква».
Знакомя детей с гласными буквами, рассказываю детям такую сказку. (Идею позаимствовала из журнала «Обруч»)
Сказка о звуках и буквах.
Каких только стран не бывает на свете! Страна Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашей стране, у подножия вершин Грамоты живут беспокойные жители Гласные звуки. Они все разные, у каждого звука свой характер: А – радостный и весёлый, У – сердитый, О – очень любит всему удивляться, И – улыбчивый и добрый, Э – любит рассуждать и медлительный, ы – самый упрямый. (Произнеся эти звуки, фиксировала внимание детей на положении губ. Вместе с детьми решили обозначать эти "волшебные "звуки следующими значками: звук "А" (широко открытый рот) - квадрат, звук "О" - круг, звук "У" - маленький круг - трубочка, звук "Э"- овал, звук "ы" - прямоугольник, звук "И" - половинка овала.
Голоса звуков звучали красиво и звонко. Ходили звуки по свету и голосисто пели свои песенки. За это их назвали гласными звуками и подарили одежду красного цвета. Они пели по – одному, парами и втроём.
И – И - И, О – Ы, А – Э - У!
Но однажды звуки задумались.
- У всех есть дома, а у нас нет, нам негде жить – сказали гласные звуки.
- Белки живут в дупле, - сказал звук «А».
- У медведя есть берлога, - говорит звук «И»
- Люди живут в квартирах и домах. Одни мы без постоянного места жительства,– подхватили звуки «Э» и «ы».
Думали, думали и решили себе строить жилье. Звуки «А» и «И» нашли по три палочки.
«А» построил себе шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался доволен.
Звук «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Звук «О» нашёл старое колесо и остался жить в нём. Звук «Э» нашёл треснувший ободок от колеса, пристроил внутри палочку. Домик появился и у него.
Довольные звуки долго радовались, что и у них появились дома и стали называть свои дома буквами. Люди смотрят на эти дома и знают, что в букве – домике «А» живёт звук «А», в букве «У» живёт житель – звук «У» и т. д.
Такая сказка и наглядный образ звуков и букв помогают детям различать непростые для дошкольников понятия "звук" и "буква".