Получи документы

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

Киселева Наталья
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать
+ Заказать документы

Аннотация: в данной статье рассматривается сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особое внимание уделено роли сказки в формировании личности ребенка.

Ключевые слова: сказка, духовно-нравственное воспитание, развитие личности, сказкотерапия.

Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости и агрессивности. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Недаром такие ценители русского слова, как Пушкин А. С., Лермонтов М. Ю., Жуковский В. А., говорили о преображающей силе сказок, а русские мыслители Ильин И. А. и Трубецкой Е. Н. видели в сказке отражение души русского народа. [4]

Обычно работу по сказке проводится поэтапно. После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого нужно подобрать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых. [1]

Для знакомства детей с нравственными ценностями хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников : Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм.

Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. [5]

Перед прочтением сказки проводится подготовительная работа, знакомство с главными героями. Активно используется наглядный материал.

Далее происходит непосредственное знакомство со сказкой. Перед началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их.

После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки. Обсуждаются герои, их поступки. Детям предлагается подумать как бы они поступили в той или иной ситуации.

На данном этапе основной акцент делается на развитии активной речи детей, умении находить причинно- следственные связи поступков героев, умений ребенка думать, сопоставлять, сопереживать. [3]

После прочтения сказки с детьми проводится театрализация. Дети выбирают роль, надевают костюмы и разыгрывают сказку по ролям.

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

И ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют народные сказки в воспитании детей. [2]

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников. М., 2012. – 400 с.

2. Архангельский Л. М. Ценности ориентации и духовное развитие личности. М., 2012. – 64 с.

3. Белобрыкина О. А. Сказка ложь, да в ней намек…»// Речь и общение. М., 2011. – 240 с.

4. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы образования. 1995 № 2. С. 15-18

5. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. М., 2011. – 160 с.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 15:14
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Киселева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД