Людмила Буланова
Ситематизация материала в логопедическом кабинете.
▼ Скачать + Заказать документы
Успех логопедической работы с детьми во многом зависит от наличия разнообразного наглядного материала. Все пособия должны быть систематизированы с учетом речевых нарушений детей, их возраста. Материал необходимо правильно и эстетично оформлять: картинки яркие, доступные детям, наклеены на картон определенного формата, для более длительной службы картинки можно закрыть полиэтиленом или скотчем.
Публикация «Ситематизация материала в логопедическом кабинете,» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Работу с детьми мы начинаем с обследования, которое позволяет обеспечить не только эффективность логопедических занятий, но и выбрать правильное направление коррекционного воздействия.
Нередко встречаются дети, речевая патология которых обуславливается снижением физического слуха или интеллекта. Поэтому в логопедическом кабинете необходимо иметь пособия для обследования физического слуха и интеллектуальной деятельности.
Для обследования слуха нужен набор игрушек, картинок, набор звучащих предметов: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, погремушка, свисток и поющие игрушки (петушок, птичка, соловей).
Для обследования интеллекта рекомендуется иметь следующие материалы :
- пирамидки из 6 и более колец:
- "почтовый ящик" :
- кубики разного цвета и размера;
- разрезные картинки разной конфигурации;
- набор матрешек;
- счетный материал в пределах 10;
- лото "живое – неживое", "бывает – не бывает";
- игра "Сравни и отличи";
- наборы карточек на обобщение;
- игра "Четвертый лишний".
Известно, что обследование должно быть разносторонним:
1). Выявлять уровень развития связной речи.
2). Выявлять степень сформированности лексико-грамматических средств языка.
3). Определять состояние звуковой стороны речи.
4). Исследовать уровень фонематических процессов.
Желательно иметь в логопедическом кабинете магнитофон, магнитную азбуку.
Пособия для обследования речи в дальнейшем используются и в коррекционной работе:
а/ связной речи;
б/ лексического запаса;
в/ грамматического строя речи;
г/ звукопроизношения;
д/ фонематического восприятия.
Для обучения навыкам связной речи необходимо иметь набор сюжетных картинок и серий сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, подборки текстов для пересказа, подборки текстов для составления рассказов с использованием фланелеграфа (сенсорные маркеры для описательных рассказов, адаптированные рассказы цепной структуры и картинно – графические планы к ним, и т. д.)
Материал для работы над лексико-грамматическим строем языка:
1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам: игрушки, посуда, животные, … (раздаточные и демонстрационные, загадки и стихи на эти темы.
2. Картинки на уточнение значений слов (синонимы, антонимы, многозначность, и т. д.).
3. Карточки на употребление различных частей речи: прилагательных, глаголов, наречий.
4. Сюжетные картинки "Что забыл нарисовать художник?"
5. "Большие и маленькие (животные и их детеныши).
6. "Чей хвост, чья голова?"
7. "Кто с кем дружит?" (родственные слова).
8. "Позови к себе слова" (пыль сосет – пылесос).
9. Карточки с речевыми играми по каждой лексической теме.
Грамматический строй речи:
1. Наборы предметных и сюжетных картинок для составления предложений.
2. Игра "Кто чем питается" (творительный падеж).
3. "Кого увидели в зоопарке" (родительный падеж).
4. Наборы картинок на понимание грамматических форм:
- категория числа существительных (кот – коты);
- категория числа прилагательных (большой – большая);
- категория рода глаголов (Валя упал. Валя упала).
- категория времени глаголов (Где мальчик рисует, а где мальчик нарисовал);
- категория вида глаголов (лепит утку, слепил утку,);
- понимание оттенков действия (кто входит, подходит, переходит, обходит; шьёт, вышивает,);
Автоматизация звуков.
1. Предметные картинки по количеству детей в группе, с учетом разной позиции звука в слове (не содержащие дефектных для детей звуков).
2. Карточки со словами различной слоговой структуры и с предложениями,насыщенными словами сложной слоговой структуры.
3. Сюжетные картинки для проговаривания или заучивания предложений или рассказов, насыщенных автоматизируемым звуком.
4. Карточки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, стихи, загадки, рассказы).
5. Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.