Марина Дубинина
Системно — деятельный подход как методологическая основа реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность».
Б Шоу.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: В условиях перехода ДОУ по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно - образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Публикация «Системно — деятельный подход как методологическая основа реализации ФГОС» размещена в разделах
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей. Целью системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребованы в организации образовательного процесса ДОУ современные подходы. Для этого мы, воспитатели, ставим перед собой ряд вопросов:
— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
— какие методы и средства обучения выбрать;
— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;
— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие (чему учить? ради чего учить? как учить).
Задача современного ДОУ в рамках деятельностного подхода подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ.
С внедрением ФГОС, мы используем в своей работе современные образовательные технологии:
-Проектная деятельность
-Игровые ситуации
-Создание портфолио
-Использование ИКТ
Золотые правила деятельностного подхода :
-подари ребенку радость творчества;
-веди ребенка от собственного опыта к общественному;
-будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
-радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
-учи анализировать каждый этап работы;
-стимулируй активность ребенка.
Это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Список используемой литературы:
1. Прохорова Л. Н. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС дошкольного образования. – Изд. : Сфера, 2019.
2. Хмелева И. Н. Системно-деятельностный подход как методология управления знаниями педагогов ДОО в современных условиях // Царскосельские чтения, 2017.