Светлана Самсонова
Система развития чистоты интонации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «КОЛОСОК» п. ГИГАНТ САЛЬСКОГО РАЙОНА, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПЫТ РАБОТЫ
«Система развития чистоты интонации у дошкольников»
Музыкальный руководитель:
Самсонова Светлана Григорьевна
Публикация «Система развития чистоты интонации у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Как важно, но очень не просто научить детей петь! Начинающие музыкальные руководители наверняка сталкиваются с трудностями в этом вопросе. С чего начать? Как развить звуковысотный слух, избежав изнурительной муштры и однообразия, ведь работа эта требует кропотливого, продолжительного труда, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Размышляя над этим, хочу поделиться своими мыслями и своим опытом.
Что такое мелодия? Это – ломаная линия, представляющая собой цепочку различных интервалов плюс поступенное движение мелодии вверх и вниз. Выходит, чтобы развить чистоту интонации у детей, нужно научить их чисто петь интервалы, ведь именно из отдельных интервалов и состоит мелодия. А также научить чисто пропевать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Если дети освоят все эти «составляющие» любой песни, то не будет проблем с чистотой интонации при разучивании песен.
Рекомендуется начинать работу с упражнений, которые содержат интервал терцию. Но чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал прима).
Я предлагаю начинать с самого главного и трудного: с развития координации между слухом и голосом, ведь отсутствие этой координации и является причиной фальшивого пения. А поможет упражнение С. Арефьевой «Поймай голосок», которое можно обыгрывать с детьми в разных вариантах.
На этом упражнении я делаю акцент в своей практике, дополнив и усложнив его. Освоив все этапы этого упражнения, у детей начинает появляться чистая интонация. Далее можно переходить к пропеванию интервалов. Если дети «ловят» голосом заданный звук, то смогут «поймать» его и в интервалах, и в мелодических ходах.
Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.
Прима – очень важный интервал. Освоить его помогает упражнение «Поймай голосок» (автор С. А. Арефьева). Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!». Потом специально поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет). А сейчас? … А сейчас?. Дети понимают, что такое поймать звук голосом – чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поет точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии, потому что именно это упражнение способствует развитию координации между слухом и голосом.
Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.
Начать можно с простого упражнения, состоящего из двух-трех звуков, «Назови себя».
В этом случае целесообразно использовать прием пения «цепочкой». Дети, сидя на стульчиках, поочереди пропевают каждый свое имя в медленном темпе, прислушиваясь к заданному педагогом звуку. Музыкальный руководитель при этом контролирует и поддерживает всех интонационно.
Научить удерживать интонацию на одном звуке помогают разные народные потешки, попевки («Андрей-воробей», «Пошел котик во лесок» и др.) Здесь уже дети должны «удержаться» на нескольких звуках.
Секунда. Русская народная прибаутка «Сорока» удачно позволяет работать над этим интервалом. В ней каждая фраза заканчивается б2. Закрепляя навык удерживать интонацию на одном звуке, дети пропевают еще и нужный интервал. Упражняя детей в пропевании б2, необходимо подбирать упражнения, вся мелодия которых построена на этом интервале. («Лиса по лесу ходила» - русская народная прибаутка, «Гармошечка» Е. Тиличеевой, слова М. Долинова и другие, с которыми знаком каждый музыкальный руководитель).
Вот песенки – упражнения, на материале которых можно упражнять детей в пропевании терции и кварты:
«Два кота» - польская народная мелодия
Важно, чтобы мелодия содержала только один конкретный интервал, потому что многократное повторение звуков интервала позволяет сосредоточиться только на их пропевании. И, конечно же, педагог должен все обыгрывать, создавать игровые ситуации, исходя из содержания песенок. Это поддерживает интерес детей и не превращает работу по развитию звуковысотного слуха в тяжкий труд. Заинтересованный ребенок прикладывает больше стараний и быстрее развивается. Поэтому мини-песенок и упражнений должно быть много, а задача одна: упражнять в чистом пропевании интервала.
Все большие интервалы осваиваются по принципу «Музыкальное эхо» М. Андреевой: музыкальный руководитель поет интервал, используя любое подходящее слово, а дети его повторяют. Пропевать их нужно обязательно в медленном темпе, чтобы дети успели подстроиться, «почувствовать», «посидеть» на каждом звуке и как можно точнее спеть его. Это обязательное условие, помогающее развитию координации слуха и голоса. А чтобы большие интервалы звучали чисто, нужно паралельно развивать диапазон голоса у детей, потому что бывает так, что именно маленький диапазон не позволяет точно спеть один из звуков интервала. (Выходит, что слух у ребенка есть, а поет фальшиво.)
После того, как дети научились уверенно «ловить» один заданный звук и пропевать («ловить») два заданных звука последовательно в интервалах, подбираются песенки-упражнения с поступенным движением мелодии вверх и вниз.
«Капельки»
Взрослый начинает петь первые два такта, настраивая детей на чистое пропевание III - II - I ступеней. Дети продолжают: «кап, кап, кап». В русской народной песенке «У кота» эти же ступени пропеваются и вверх, и вниз. И таким образом «закрепляются» .
"У кота".
Чтобы научить детей чисто пропевать поступенное движение мелодии вниз от IV к I ступени, можно использовать упражнение Е. В. Демиденковой:
"К нам коза пришла"
Этот же мелодический ход в упражнении Н. Васильевой пропевается и вверх, и вниз.
Важно, чтобы мелодия упражнений состояла только из конкретных, нужных ступеней.
"Марш игрушечных солдатиков" Расширять диапазон попевок в старших группах позволяют песенки-лесенки: «Лесенка», «Цирковые собачки», муз. Е. Тиличеевой., сл. М. Долинова (I-V ст), а также пропевание гаммы до – мажор с названием нот под аккомпанемент ф-но ( I-VIII ст). Музыкальный руководитель может осваивать интервалы на своем материале.
Предлагаемая система работы, опирающаяся на уже существующий опыт в музыкальном воспитании, апробирована мной и при системной работе, начиная со средней группы, дает хороший результат. Ее можно использовать в работе не только с детьми дошкольного возраста, но и со школьниками. (Школьники быстрее освоят материал.) В итоге вы будете наслаждаться чистым пением своих воспитанников.