Папки-передвижки

Система развития чистоты интонации у дошкольников

Светлана Самсонова
Система развития чистоты интонации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «КОЛОСОК» п. ГИГАНТ САЛЬСКОГО РАЙОНА, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПЫТ РАБОТЫ

«Система развития чистоты интонации у дошкольников»

Музыкальный руководитель:

Самсонова Светлана Григорьевна

Публикация «Система развития чистоты интонации у дошкольников» размещена в разделах

Как важно, но очень не просто научить детей петь! Начинающие музыкальные руководители наверняка сталкиваются с трудностями в этом вопросе. С чего начать? Как развить звуковысотный слух, избежав изнурительной муштры и однообразия, ведь работа эта требует кропотливого, продолжительного труда, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Размышляя над этим, хочу поделиться своими мыслями и своим опытом.

Что такое мелодия? Это – ломаная линия, представляющая собой цепочку различных интервалов плюс поступенное движение мелодии вверх и вниз. Выходит, чтобы развить чистоту интонации у детей, нужно научить их чисто петь интервалы, ведь именно из отдельных интервалов и состоит мелодия. А также научить чисто пропевать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Если дети освоят все эти «составляющие» любой песни, то не будет проблем с чистотой интонации при разучивании песен.

Рекомендуется начинать работу с упражнений, которые содержат интервал терцию. Но чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал прима).

Я предлагаю начинать с самого главного и трудного: с развития координации между слухом и голосом, ведь отсутствие этой координации и является причиной фальшивого пения. А поможет упражнение С. Арефьевой «Поймай голосок», которое можно обыгрывать с детьми в разных вариантах.

На этом упражнении я делаю акцент в своей практике, дополнив и усложнив его. Освоив все этапы этого упражнения, у детей начинает появляться чистая интонация. Далее можно переходить к пропеванию интервалов. Если дети «ловят» голосом заданный звук, то смогут «поймать» его и в интервалах, и в мелодических ходах.

Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.

Прима – очень важный интервал. Освоить его помогает упражнение «Поймай голосок» (автор С. А. Арефьева). Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!». Потом специально поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет). А сейчас? … А сейчас?. Дети понимают, что такое поймать звук голосом – чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поет точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии, потому что именно это упражнение способствует развитию координации между слухом и голосом.

Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.

Начать можно с простого упражнения, состоящего из двух-трех звуков, «Назови себя».

В этом случае целесообразно использовать прием пения «цепочкой». Дети, сидя на стульчиках, поочереди пропевают каждый свое имя в медленном темпе, прислушиваясь к заданному педагогом звуку. Музыкальный руководитель при этом контролирует и поддерживает всех интонационно.

Научить удерживать интонацию на одном звуке помогают разные народные потешки, попевки («Андрей-воробей», «Пошел котик во лесок» и др.) Здесь уже дети должны «удержаться» на нескольких звуках.

Секунда. Русская народная прибаутка «Сорока» удачно позволяет работать над этим интервалом. В ней каждая фраза заканчивается б2. Закрепляя навык удерживать интонацию на одном звуке, дети пропевают еще и нужный интервал. Упражняя детей в пропевании б2, необходимо подбирать упражнения, вся мелодия которых построена на этом интервале. («Лиса по лесу ходила» - русская народная прибаутка, «Гармошечка» Е. Тиличеевой, слова М. Долинова и другие, с которыми знаком каждый музыкальный руководитель).

Вот песенки – упражнения, на материале которых можно упражнять детей в пропевании терции и кварты:

«Два кота» - польская народная мелодия

Важно, чтобы мелодия содержала только один конкретный интервал, потому что многократное повторение звуков интервала позволяет сосредоточиться только на их пропевании. И, конечно же, педагог должен все обыгрывать, создавать игровые ситуации, исходя из содержания песенок. Это поддерживает интерес детей и не превращает работу по развитию звуковысотного слуха в тяжкий труд. Заинтересованный ребенок прикладывает больше стараний и быстрее развивается. Поэтому мини-песенок и упражнений должно быть много, а задача одна: упражнять в чистом пропевании интервала.

Все большие интервалы осваиваются по принципу «Музыкальное эхо» М. Андреевой: музыкальный руководитель поет интервал, используя любое подходящее слово, а дети его повторяют. Пропевать их нужно обязательно в медленном темпе, чтобы дети успели подстроиться, «почувствовать», «посидеть» на каждом звуке и как можно точнее спеть его. Это обязательное условие, помогающее развитию координации слуха и голоса. А чтобы большие интервалы звучали чисто, нужно паралельно развивать диапазон голоса у детей, потому что бывает так, что именно маленький диапазон не позволяет точно спеть один из звуков интервала. (Выходит, что слух у ребенка есть, а поет фальшиво.)

После того, как дети научились уверенно «ловить» один заданный звук и пропевать («ловить») два заданных звука последовательно в интервалах, подбираются песенки-упражнения с поступенным движением мелодии вверх и вниз.

«Капельки»

Взрослый начинает петь первые два такта, настраивая детей на чистое пропевание III - II - I ступеней. Дети продолжают: «кап, кап, кап». В русской народной песенке «У кота» эти же ступени пропеваются и вверх, и вниз. И таким образом «закрепляются» .

"У кота".

Чтобы научить детей чисто пропевать поступенное движение мелодии вниз от IV к I ступени, можно использовать упражнение Е. В. Демиденковой:

"К нам коза пришла"

Этот же мелодический ход в упражнении Н. Васильевой пропевается и вверх, и вниз.

Важно, чтобы мелодия упражнений состояла только из конкретных, нужных ступеней.

"Марш игрушечных солдатиков" Расширять диапазон попевок в старших группах позволяют песенки-лесенки: «Лесенка», «Цирковые собачки», муз. Е. Тиличеевой., сл. М. Долинова (I-V ст), а также пропевание гаммы до – мажор с названием нот под аккомпанемент ф-но ( I-VIII ст). Музыкальный руководитель может осваивать интервалы на своем материале.

Предлагаемая система работы, опирающаяся на уже существующий опыт в музыкальном воспитании, апробирована мной и при системной работе, начиная со средней группы, дает хороший результат. Ее можно использовать в работе не только с детьми дошкольного возраста, но и со школьниками. (Школьники быстрее освоят материал.) В итоге вы будете наслаждаться чистым пением своих воспитанников.

Публикации по теме:

Система работы по интеллектуальному развитию дошкольников «Система работы по интеллектуальному развитию дошкольников» Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

План по самообразованию в ДОУ на новый учебный год «Система оздоровления дошкольников» Самообразование Тема: «Система оздоровления дошкольников» Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов.

Лэпбук «В гостях у интонации»Лэпбук «В гостях у интонации» Мне хочется поделиться использованием лэпбука в работе по формированию у старших дошкольников интонационной выразительности речи. Лэпбук.

Развитие интонации у дошкольниковРазвитие интонации у дошкольников Развитие интонации у дошкольников Прекрасна речь, когда она как ручеек Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток.

Система оценки индивидуального развития детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко» г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 «А», тел. 8(83177)6-26-63.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе здоровьесбережения дошкольников Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и.

Система закаливающих процедур в группе детей с задержкой психического развития 6–7 лет Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания.

Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация системы занятий по ручному труду для развития мелкой моторики руки у детей старшего.

Все о интонации 1. Интонация и ее основные элементыВсякое высказывание, независимо от его длины, должно быть оформлено как некое целое; и это называют интонацией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система развития чистоты интонации у дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 11:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система развития чистоты интонации у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Самсонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД