Лучший педагог года

Система работы по развитию мелкой моторики как средство речевого развития (старший дошкольный возраст)

Татьяна Канышкина
Система работы по развитию мелкой моторики как средство речевого развития (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Повышение компетентности родителей в данном вопросе.

Задачи:

Способствовать разностороннему развитию речи детей при целесообразном сочетании игр и упражнений для тренировки пальцев.

Публикация «Система работы по развитию мелкой моторики как средство речевого развития (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Совершенствовать движения пальцев и кистей рук, умение свободно и непринуждённо выполнять различные действия, развивать координацию движений.

Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Способствовать развитию дикции, четкости, выразительности и ритмичности речи через использование скороговорок, стихотворных текстов совместно с тренировкой мелкой моторики, в пальчиковых играх.

Формировать графические навыки, учить ориентироваться на ограниченной плоскости. Приучать руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Этапы реализации опыта

Первый этап: «Диагностический»

Цель: определение уровня развития мелкой, графической моторик и речи детей.

Второй этап: «Практический»

Цель: Введение технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Третий этап: «Итоговый»

Цель: Обобщение результатов работы.

На первом этапе работа велась по нескольким направлениям:

• Создание условий для осуществления работы;

• Проведение диагностики развития речи детей, развития мелкой и графической моторик пальцев рук;

• Анкетирование родителей.

• Разработка системы по развитию мелкой моторики.

При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи я придерживалась следующих подходов:

- игровые упражнения должны приносить радость, а личностные отношения взрослого и ребёнка строиться на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности;

- выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно;

- учёт трёх составляющих движения: сжатия, растяжения, расслабления;

- учёт индивидуальных особенностей, темпа работы детей;

- постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простых движений пальцев до построения фигур с помощью кистей пальцев рук; разыгрывания сценок, сказок;

- задания на разных уровнях сложности: по подражанию, образцу, речевой инструкции;

- использование аутокоманд (ребёнок проговаривает всё, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).

Зная, что проведение упражнений и заданий с детьми от случая к случаю не дает положительного эффекта, то для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы организации детской деятельности:

1. в непосредственно - образовательной деятельности;

2. в образовательной деятельности режимных моментов;

3. в самостоятельной деятельности детей.

Каждая из указанных форм должна занимать свое место в педагогическом процессе, поскольку каждая имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

Непосредственно – образовательная деятельность требует систематической и строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мелкомоторных, мыслительных, а также формирует у детей элементы учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В образовательной деятельности режимных моментов закрепляются полученные навыки, происходит более глубокое освоение мелких двигательных навыков в разных видах деятельности (конструирование, рисование, игры, плетение.). Здесь работа с детьми исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат для совместной деятельности, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Педагог выступает в позиции партнера - инициатора. При этом не обязываешь детей к, определенного рода, активности, а предлагаешь ее и приглашаешь к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации. В то же время, как партнер, поощряешь и

учитываешь детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Я обеспечиваю условия для деятельности так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр).

Создание условий для самостоятельной деятельности детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Взрослый же находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности. Он может изменить и дополнить ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства. При необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

На втором этапе работа проводилась по следующим блокам:

1 – стимулирующий нервные окончания, мышцы пальцев,

2 – развитие мелкой моторики,

3 – активизация моторики через театрализованную деятельность,

4 – развитие графической моторики,

5 – работа с родителями.

1 блок– стимулирующий нервные окончания, мышцы пальцев.

Постепенно нормализует и улучшает мышечный тонус, усиливает кровообращение, активизирует нервные окончания и, в дальнейшем, служит отличной основой для начала успешной коррекционной работы.

1) Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

2) Су-Джок терапия.

3) Использование сухого бассейна.

4) Игры с резиновыми мячиками с шипами

2 блок – развитие мелкой моторики.

Развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Действия сопровождаем проговариванием, описанием материалов, что благоприятно сказывается на развитии речи.

1. Пальчиковый игротренинг включает: пальчиковые игры, пальчиковые игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры со скороговорками, пальчиковые игры со стихами, пальчиковую гимнастику.

2. Игры с катушками из-под ниток

3. Игры с прищепками

4. Сортировка круп

5. Нанизывание мелких предметов

6. Шнуровка, завязывание и развязывание узелков на бельевой веревке.

7. Игры с пазлами., мозайкой, конструктором

8. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда

3 блок - активизация моторики через театрализованную деятельность.

В ходе таких игр дети, играя роли, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. В этих разнообразных, порой невероятных движениях, сочетается сжатие, растяжение, расслабление кистей рук, используются изолированные движения каждого из пяти пальцев и всей ладони в эмоциональном контакте с окружающими. Тем самым вырабатывается ловкость, умение не только управлять своими движениями, но и через движения рук передавать образы, эмоции, характеры.

4 блок – развитие графической моторики.

1. Пальчиковые игры с карандашами.

2. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе

3. Штриховка, работа с трафаретами

4. Работа в тетради в клетку

5. Графические диктанты

5 блок - работа с родителями.

Все вышеперечисленные составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию.

Данный вид работы – мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях.

На третьем этапе подвела итоги проведенной работы по созданной системе развития моторики пальцев рук.

4. Заключение:

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

формирование мелкой моторики и зрительно-моторных функций в целом влияет на развитие артикуляции и связности речи.

Использование в работе скороговорок, стихотворных текстов способствует развитию дикции, четкости, выразительности, ритмичности речи.

Проговаривание своих действий развивает связную речь, умение составлять предложения.

Речь детей стала богаче, разнообразнее. Они чаще используют различные части речи, сравнения, антонимы, синонимы.

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь, улучшилась ориентировка в пространстве.

Движения пальцев рук стали более точными, раскрепощенными, улучшилась их координация.

Дети свободно ориентируются на листе бумаги в клеточку.

Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности в конце второго года была высокая.

Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

Улучшились отношения с детьми.

Таким образом, можно сказать, что занятия и упражнения по развитию моторики пальцев рук в системе позволят эффективно развивать речь детей.

Грамотное создание предметно-развивающей среды, а также использование новых развивающих технологий, помогли добиться полученных результатов, а также способствовали всестороннему развитию детей.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Оздоровление детей дошкольного возраста» Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчетности 2010/2011 Повышение уровня компетентности родителей в воспитании детей.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию мелкой моторики как средство речевого развития (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 15:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию мелкой моторики как средство речевого развития (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Канышкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД