Ирина Шевченко
Система организационно-методической работы в рамках ООП по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.
В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.
Публикация «Система организационно-методической работы в рамках ООП по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию» размещена в разделах
Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В последние нормативные документы - ФГОС, и стратегией развития образования на период до 2025 года предусматривают государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».
Однако, признавая обстоятельства, сложившиеся в стране, весьма благоприятными для формирования основ гражданской позиции, приходится констатировать, что соответствующее направление воспитательно-образовательной работы в дошкольном возрасте отличается минимальной степенью разработанности : направления воспитания, связанные с формированием гражданской позиции были разрозненны, не согласованы. Кроме того, среди существенных ошибок их организации присутствовала заорганизованность, формализм, излишняя инструктивность. В значительной степени это обусловлено недостаточной компетентностью педагогов в названных вопросах: традиционная «советская» методика нравственного и патриотического воспитания требует некоторой трансформации, которую воспитатели не всегда могут произвести самостоятельно.
С одной стороны мы имеем соцзаказ, который сформулирован в ряде последних нормативных документов, который нацеливает на приоритет гражданско-патриотического и нравственного воспитания, а с другой стороны недостаточную компетентность педагогов в данном направлении. И методист поставлен в условия искать пути решения этой проблемы на уровне своего учреждения.
Воспитание гражданственности - это длительный процесс, он должен осуществляться естественно, ненавязчиво и постоянно, включать разноплановые мероприятия, связанные в обоснованную гармоничную систему. Создание такой системы находится в компетенции старшего воспитателя – на основе анализа ресурсов он конструирует содержание и технологию процесса воспитания гражданской позиции, координирует усилия всех участников в достижении цели.
Одной из самых острых и перспективных проблем методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в условиях детского сада является повышение методической компетентности педагогов по вопросам воспитания гражданственности, создание системы гражданского воспитания дошкольников и обеспечение условий для ее реализации в ДОУ.
Разрешение названных проблем возможно за системы организационно-методической работы.
Цель: повышение методической компетентности педагогов в вопросах воспитания гражданской позиции у дошкольников, стимулирование активной деятельности педагогов и их творческого потенциала.
Задачи:
1. Повысить уровень сознания педагогов через обогащение и уточнение представления о содержании, средствах и методах воспитания, формируя у них стремление воспитывать детей в духе гражданственности;
2. Осуществлять методическое сопровождение системы воспитания;
3. Организовывать взаимодействия с семьями;
4. Создать условия гражданско-патриотического и нравственного воспитания средствами создания предметно-развивающей среды ДОУ.
Реализация работы предполагала прохождение нескольких взаимосвязанных этапов.
Первый этап — аналитический, на котором определены цели и задачи повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ, необходимой для реализации деятельности. Для этого проводился педагогический мониторинг, который включал изучение и детальный анализ уровня сформированности гражданской позиции и профессиональной компетентности педагогов ДОУ, детей и родителей, а также ресурсов дошкольного учреждения и социума, применимых для организации патриотического и нравственно воспитания.
Основу составили диагностические методы. Было использовано две анкеты. Одна направлена на изучение «тематической» готовности педагогов к воспитанию у детей гражданской позиции и содержала следующие группы вопросов: сформированность гражданской позиции педагогов; методическая компетентность по вопросам воспитания гражданственности.
Вторая группа, предложенная К. Ю. Белой, предполагала выявление готовности к самосовершенствованию и саморазвитию и расположенности к инновационной деятельности.
Обобщив результаты анкетирования и данные систематических наблюдений за профессиональной деятельностью педагогов ДОУ, я отнесла респондентов к трем уровням сформированности гражданственности.
Представители первого уровня считают себя гражданами России, гордятся этим. Они активно, с удовольствием участвуют в выборах, добровольческих акциях, переживают за судьбу Родины, гордятся ее достижениями. Нравственно богаты : стремятся к справедливости во взаимоотношениях с людьми, знают свои права и дорожат ими, сознательно и добросовестно выполняют обязанности. Хорошо владеют традиционной методикой нравственного воспитания, творчески ее применяют, интересуются методическими новинками по вопросам ознакомления с правами ребенка, иногда используют их в своей работе.
Для респондентов, отнесенных ко второму уровню характерно следующее. Они не утверждают своей гражданственности, и не стремятся к ней. Отдают предпочтение гражданским правам, с которыми, как правило, знакомы. Обязанности выполняют неохотно, по возможности их избегают. Скептически настроены, не склонны к бескорыстному труду на благо общества. Владеют традиционной методикой нравственного воспитания дошкольников, в соответствии с ней организуют педагогический процесс. Вслед за коллегами могут использовать элементы передового педагогического опыта, опубликованного в периодической печати.
К третьему уровню отнесены педагоги «молодые специалисты», которые, пренебрежительно или равнодушно относятся к проблемам, достижениям, перспективам Родины. Зная традиционную методику нравственного воспитания, применяют в своей профессиональной деятельности ее элементы. Используемые средства и методы однообразны, часто носят формальный характер.
Анализ показал, что у 44% педагогов имеют точное представление о сути гражданственности, а 39% время от времени пренебрегают обязанностями гражданина (участие в выборах, субботниках и т. п.) и 17 % имеют низкий уровень гражданственности.
Вместе с тем, как показало изучение двух других показателей: готовности к самосовершенствованию и саморазвитию, к инновационной деятельности, большинство педагогов ДОУ способны к развитию и позитивно настроены к нововведениям.
Второй этап – реализационный
На основе данных, полученных на первом этапе я объединила педагогов в 3 группы: 1 группа - те, кто хочет и может работать творчески, трудиться увлеченно и эффективно; 2 группа - те, кто работает добросовестно, хочет работать творчески, но пока испытывает затруднения в достижении этого уровня; 3 группа - те, кто является молодым специалистом - не стремится к творчеству, работает формально, а потому непрофессионально, неграмотно, неэффективно.
Первая группа «Творческие педагоги». Ее члены объединяются для изучения и отработки самых сложных вопросов воспитания у дошкольников гражданской позиции. Они способны создать новое содержание образования и соответствующие ему технологии воспитания и обучения и т. д. Как руководитель группы я осуществляю кураторство.
Вторая группа педагогов «Мастер своего дела». Основная задача старшего воспитателя – изучить и устранить их затруднения, оптимизировать профессиональные навыки, стимулировать их применение в рамках планирования и организации педагогического процесса, направленного на воспитание гражданской позиции дошкольников.
Третья группа педагогов «Молодые специалисты». Их знания во многом теоретичны, умения не обкатаны на практике, но много юношеского задора, стремления к самосовершенствованию. В работе с ними акцент сделан на активизацию профессиональных навыков, практическом освоении алгоритмов педагогической деятельности. Привлечению к минимальному проявлению творчества в профессиональной деятельности. Их тяга к творчеству может быть реализована при выполнении не сложных творческих заданий.
С учетом этого деления была построена система дифференцированной методической помощи педагогам, определялось содержание и формы методической работы.
Для этого совместно с педагогами первой группы был составлен план методической работы :
- консультации – «Особенности планирования», «Метод проектирования», «Особенности проведения занятия в условиях музея», «Анализ литературных произведений гражданско-патриотической направленности», «Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей» и др;
- семинары-практикумы – «Планирование работы по патриотическому воспитанию в организованной деятельности вне занятий», «Характеристика методов и средств патриотического воспитания» и др.
- показ открытых занятий как опыт работы, мастер-класс;
- работа творческих микрогрупп – отчеты с курсов НИРО на педсоветах, семинарах; выступления с докладами на спец. курсах НИРО, проводимые на базе детского сада.
- план повышения квалификации педагогов;
- план курсовой подготовки.
- тематических мероприятий для родителей и детей
- информирование родителей через сайт ДОУ
В рамках реализации поставленных задач проведена организационно методическая работа по созданию предметно-развивающей среды.
В группах ДОУ оборудованы специальные зоны:
- для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом. (семья, детский сад, родной поселок, родная армия).
- для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с государственной символикой, страной, «малой» Родиной. Немаловажное значение в оформлении макросреды уделяется совместному творчеству детей и родителей по темам «Мой папа самый лучший», «Семья – большое счастье» и др. ; выставкам поделок, плакатов посвященных 23 февраля, Дню победы, Дню города, Дню народного единства и др.
Разработан перечень и приобретены образцы в методический кабинет: репродукции картин русских художников, этнокарты «В гостях у русских людей», демонстрационный материал по таким разделам, как «Защитник Отечества», «Великая Отечественная Война в иллюстрациях», «День Победы», «Армия вчера и сегодня», т. д.
Разработано положение о статусе детского музея ДОУ «Этих дней не смолкнет слава».
Третий этап – оценочный. На этом этапе производилась оценка изменений в уровне сформированности гражданской позиции педагогов и их творческой деятельности.
Итоговый анализ показал, что произошли позитивные изменения в уровне сформированности гражданственности у педагогов. Так, 65% педагогов считают себя истинными гражданами России, они активны, нравственно богаты, 23% имеют достаточно точное представление о сути гражданственности и не пренебрегают обязанностями гражданина. И только 12% педагогов остались на низком уровне.
О том, что цель работы достигнута, а задачи решены, свидетельствовали отчасти и данные оценочного этапа: творческость и инновационность педагогов, уровень их методической компетентности по вопросам воспитания гражданской позиции детей стали заметно выше. Но, следует отметить, что внедрение предлагаемой системы дифференцированной методической помощи педагогам позволило внести свежую струю в жизнь детского сада. Горящие глаза педагогов, их стремление к поиску, по-детски непосредственная радость от хорошо сделанного творческого дела красноречиво доказывают успешность методической работы и позволяют надеяться на то, что появившаяся на свет система гражданского воспитания детей-дошкольников будет не менее результативной.
Исходя из анализа проведенной работы, можно сделать вывод, что поставленные мною задачи в начале работы, были успешно решены:
1. Коллективом детского сада разработаны мини-проекты по темам:
«Марьюшкина горница», «Дзержинск – малая частица большой Родины», «Культура Отечества» и др.
2. Разработаны и проведены тематические циклы, блоки мероприятий, рассчитанные на формирование интереса к данной теме.
3. Повысилось число аттестованных педагогов (18 педагогов - высшая категория – 11; 1 категория – 6; СЗД – 1).
4. Увеличилось количество участий в конкурсах, выставках совместных работ педагогов и родителей
5. Педагогический состав активно участвует военно-спортивных праздниках и досугах для детей и родителей.
6. Создан фотоальбом «Растим юных патриотов»
7. Работа проводится в тесном контакте с социумом: школами, музеями, библиотекой, ветеранской организацией и др.
8. Детский сад является стажерской площадкой НИРО.
9. На базе ДОУ проведен городской семинар
для педагогических работников дошкольных учреждений на тему: «Презентация опыта работы в условиях музея воинской славы «Этих дней не смолкнет слава»
Мы живём в прекрасной стране России, все мы россияне и хотим, чтобы наша страна была ещё более крепкой и могучей державой. Гордость за свою страну, желание служить Родине, считая это почетной обязанностью, уважение к культурным традициям истории России, передача их от поколения к поколению вот то зерно, которое необходимо иметь каждому педагогу.