Оксана Вопилова
Система мониторинга — основа управления качеством дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Система мониторинга – основа управления
качеством дошкольного образования
(из опыта работы МАДОУ центр развития ребенка
– детский сад № 453).
Вопилова Оксана Александровна
зам. зав. по ВМР МАДОУ центр развития ребенка
-детский сад №453 (г. Нижний Новгород, Россия)
Аннотация
Что же такое мониторинг, какова его основная цель? Для чего он необходим в ДОУ?
Публикация «Система мониторинга — основа управления качеством дошкольного образования» размещена в разделах
Понятие «мониторинг» как способ научного исследования широко применяется в экологии, биологии, социологии, экономике, теории управления, но в каждой области этих знаний данное определение трактуется по разному. Перенос этого понятия в сферу образования изменил его смысл, и в современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование развития.
Таким образом, система получения точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятие обоснованных решений может быть обеспечено посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах. Именно результаты мониторинга позволяют нам судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его эффективное развитие, а так же обеспечивать необходимую информационную основу для принятия управленческих решений, направленных на достижение заданных целей.
Ключевые слова: мониторинг, дошкольное образование.
Качество образования в дошкольном учреждении можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе федеральных государственных требований, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
Основой решения проблемы качества образования на уровне ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. И именно мониторинг качества образования в соответствии с новым проектом ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция на 15 июля 2011 года) является одной из систем качества в дошкольном учреждении.
Рассмотрим мониторинг, как систему качества дошкольного образования и основу принятия управленческих решений, немного подробнее.
В современных условиях образовательный мониторинг определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование развития.
Принимая во внимание значимость и ценность мониторинга, в процессе управления качеством дошкольного образования, мы хотим представить вашему вниманию разработанную нами систему мониторинга.
Основной целью мониторинга в нашем ДОУ является выявление степени соответствия результатов деятельности учреждения ФГТ дошкольного образования.
В процессе управления и работы мы рассматриваем мониторинг качества образования в ДОУ как систематическое наблюдение, оценку и прогноз состояния образовательной системы учреждения в плане ее соответствия ФГТ. Виды мониторинга на наш взгляд выделяют объекты мониторинга, в частности качество :
• качество образовательного процесса;
• качество ресурсообеспечения;
• качество управления;
• качество результатов работы образовательной системы ДОУ.
В свою очередь объектами мониторинга являются дети, педагоги, родители, мониторинг управленческой деятельности, материально-технического и финансового состояния и организация дополнительных платных образовательных услуг.
Таким образом, проведение мониторинга качества дошкольного образования в учреждении на наш взгляд имеет пять составляющих.
1. Мониторинг образовательной работы.
Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ. Ежегодно проводимый мониторинг качества образования, в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, промежуточный (в конце календарного года) или итоговый (в конце учебного года, а так же анализ деятельности учреждения позволяют четко выявить проблемы и проследить перспективу развития. С помощью данного мониторинга мы определяем :
• реализацию образовательной программы ДОУ;
• уровень физического и психического развития воспитанников;
• состояние здоровья воспитанников;
• уровень адаптации вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
• готовность детей подготовительных групп к школе;
• соответствие предметно-развивающей среды ФГТ.
Основными методами диагностики в ДОУ являются: наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности. Принятая нами система диагностики позволяет обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития и оздоровления каждого ребенка, помогает подготовить его к школе.
2. Мониторинг работы с кадрами.
Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга. Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в Банке данных о профессиональном мастерстве педагогов.
Данный мониторинг определяет владение педагогическими технологиями, участие в методических мероприятиях (ДОУ, города, области, открытые мероприятия проводимые педагогами, методические разработки, дидактические материалы, опыт работы, инновационная деятельность, участие педагогов в мероприятиях различного уровня.
3. Мониторинг дополнительных платных образовательных услуг.
Этот метод мониторинга позволяет организовывать работу дошкольного учреждения в режиме развития, своевременно выявлять проблемы и принимать своевременные правильные решения в распределении ресурсов, приспособлении к внешней среде, в прогнозировании дальнейшей деятельности учреждения. Проведение этого вида мониторинга способствует повышению качества образовательных услуг и своевременному выявлению потребности в них. С помощью данного мониторинга мы определяем : соблюдение законодательной базы, порядок документального оформления услуг, планирование по превышению ФГТ, соответствие нагрузки на детей санитарным нормам. Одним из основных методов проведения данного вида мониторинга является организация для родителей открытых показов, творческих отчетов педагогов.
4. Мониторинг управленческой деятельности.
Одним из важнейших разделов управленческого мониторинга дошкольного образовательного учреждения является ресурсное обеспечение (условия) :
• обеспечение условий осуществления образовательной деятельности (удовлетворение потребности в услугах, новых формах организации дошкольного образования);
• материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты и оборудование);
• программное обеспечение (образовательная программа, программа развития);
• кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);
• иформационно-технологическое обеспечение деятельности ДОУ (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения);
• обеспечение безопасности деятельности образовательного учреждения, охрана жизни и здоровья дошкольников;
• социальное и педагогическое партнерство (органы общественно-государственного управления, состав учреждений-партнеров).
5. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.
Метод мониторинга включает в себя изучение семьи и социума, в том числе по средствам созданного МДОУ сайта:
• составление социального паспорта семьи;
• изучение воспитательной системы в семье;
• выявление образовательных запросов семьи и социума;
• определение степени удовлетворенности семьи и социума образовательной деятельностью ДОУ;
• изучение социокультурной среды микрорайона.
Как показывает практика, для осуществления мониторинга рекомендуется использовать комплекс методов (анализ документации, опросы, анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические методы диагностики состояния учебно-воспитательного процесса и др., именно это поможет обеспечить целостное представление о состоянии качества образовательной системы.
Подводя итог можно сказать, что грамотно организованная система мониторинга в ДОУ поможет результативно организовать управленческую деятельность по осуществлению образовательного процесса в ДОУ. Будет способствовать стимулированию личностного развития детей и творческому росту педагогов, а так же эффективно распределит ресурсы ДОУ, что в свою очередь повлияет на повышение статуса ДОУ в районе и городе.