Ирина Сеськина
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Анализ научно-методической литературы и многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Изучением физического воспитания дошкольников занимались такие педагоги как В. И. Логинова, Ю. К. Бабанский, Г. В. Хухлаева и другие.
Темочки:
В теории и методике физического воспитания можно выделить несколь-ко определений данного термина.
По определению С. О. Филипповой, «физическое воспитание есть педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека» [49, с. 5].
По мнению В. Н. Шебеко, «Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)» [57, с. 7].
К формам физического воспитания в дошкольном учреждении относятся : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия и другие.
В. Н. Шебеко в своих исследованиях говорит о том, что система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам [Шебеко, 1998].
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.
Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачу всестороннего воспитания и развития детей, детские общеобразовательные организации все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями гуманизации педагогического процесса.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. [Шебеко, 1998].
Основными средствами физического воспитания дошкольников являются :
– рационализация режима жизнедеятельности детей;
– система двигательных нагрузок в соответствии с возрастными возможностями растущего организма ребенка;
– закаливание организма детей с помощью естественных сил природы;
– обучение воспитанников несложным оздоровительным практикам: различным способам дыхания, психосаморегуляции состояния, самомассажу, оздоровительному бегу, принятию закаливающих процедур, уходу за своим телом;
– обеспечение регулярного и полноценного питания;
– лечебно-профилактические мероприятия: массаж, лечебные гимнастики, различные физиопроцедуры соответственно возможностям дошкольного учреждения;
– приобщение детей к культуре и традициям большого спорта посредством проведения спортивных праздников и развлечений, организации спортивных секций.
Задачи физического воспитания :
– в группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочносуставного аппарата. Способствовать развитию всех групп мышц, особо – мышцразгибателей; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нерв-ной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность, органов чувств, двигательного анализатора;
– образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственно-го здоровья;
– воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями [Шебеко, 1998].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Система физического воспитания в дошкольном учреждении представляет собой комплекс средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие методы, обеспечивающих не только физическое здоровье воспитанников дошкольного учреждения, но и их обучение различным движениям, приобщение к традициям и культуре большого спорта. Воспитание привычек и потребности здорового образа жизни, обучение приемам страховки во время выполнения физических упражнений и поведению в экстремальных ситуациях также является неотъемлемой частью системы физического воспитания в дошкольном учреждении. Входит в эту систему и просветительская работа среди родителей.
К формам физического воспитания в дошкольном учреждении относятся : утренняя гимнастика, физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.