наталья логачева
Школа молодого педагога по теме «Технология речевого развития дошкольников с использованием метода «Слепая картина»»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
Технология речевого развития дошкольников
с использованием метода «Слепая картина»
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности по использованию современных интерактивных приемов в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с приемом «Слепая картина».
2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Темочки:
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2023
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Очень рада видеть вас на нашей очередной встрече!
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в работе по речевому развитию дошкольников.
2 слайд
Речь – один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.
3 слайд
Как говорил Феликс Алексеевич Сохин: «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же и совершенствует речь, учась мыслить».
В ФГОС дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.
В настоящее время развитие речи детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Это связано с тем, что сильно возросло количество детей с речевыми нарушениями.
4 слайд
Причинами нарушений могут быть не только наследственность, трудные роды, травмы, но иметь и социальные корни, с которыми мы в своей работе все чаще сталкиваемся.
Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико- грамматическими формами, имеют скудный словарный запас. Все это приводит к неумению строить связные высказывания.
Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада. Высшее достижение речевого воспитания дошкольников.
5 слайд
Виды речи:
- устная речь (высказывание в звуковой форме и понимание произнесенного на слух);
- письменная речь (использование системы символов, которые изображаются на материальном носителе)
6 слайд
По типу используемых средств общения (в зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится):
- вербальную (средство общения – слово);
- невербальную (язык тела – мимика, жестикуляция) и экстралингвистические приемы (паузы, изменения громкости, интонирование);
- кинетическая (передача мыслей с помощью системы знаков, связанных с различными конфигурациями пальцев – для людей, лишенных возможности слышать и говорить);
- знаковая (это смайлы, азбука Морзе)
7 слайд
Выделяют 4 основные функции речи:
- коммуникативная (связана с общением между людьми – передачей информации);
- познавательная (является основным механизмом накоплением человеческих знаний и передачи их новым поколениям);
- психодиагностическая (наблюдается за процессом говорения, собеседник понимает состояние говорящего, может составить портрет его личности);
- психотерапевтическая (подразумевает возможность словесно поддержать другого человек).
8 слайд
Мы остановимся с вами на коммуникативной. Она является основной функцией связной речи и осуществляется в двух формах.
Работа с залом.
-Какие это две формы, кто может ответить?
- диалог
- монолог
Работа с залом.
- Уважаемые коллеги, я уверена, что вы сейчас с легкостью ответите, что же такое диалог? Монолог?
9 слайд
Главной особенностью диалогической речи является чередование говорения одного собеседника с прослушиваем и последующим говорением другого.
В диалоге может быть 2 и более собеседника, которые знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывании.
Для диалога характерны:
- разговорная лексика
- краткость
- недоговоренность
- используются простые и сложные бессоюзные предложения.
10 слайд
Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Это речь от одного лица. Требует длительного предварительного обдумывания.
Для монолога характерна:
- литературная лексика
- развернутость высказывания
- четкость
- полнота
- законченность
- логическая завершенность.
11 слайд
По данным научных исследований педагогов и психологов, установлено, что наиболее сензитивный период развития и становления связной речи у дошкольников является возраст с 5 лет.
Именно в этот период необходимо проводить целенаправленную работу.
Вам известно, что я работаю воспитателем уже давно, являюсь вашим наставником, но, несмотря на знания, и владением методик, я, так же как и вы продолжаю вести работу по самообразованию, самосовершенствованию, тем самым повышая качество своей работы, уровень своего педагогического мастерства.
В своей работе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы я использую как
12 слайд
- традиционные, так и
13 слайд
- инновационные технологии.
Развитие связной речи ребёнка в данном возрасте решается через различные виды речевой деятельности:
- пересказ литературных произведений,
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,
- создание разных видов творческих рассказов.
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.
Существуют определенные требования к подбору картин. Я их подготовила вам в виде памятки.
Памятка
Требования, предъявляемые к подбору картин
младший возраст (3-5 лет)
Содержание картины должно быть детям доступно, то есть на картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе):
- игры со знакомыми игрушками,
- домашние и дикие животные,
- детский сад,
- семья.
Композиция картины должна быть простой, т. е. одноплановой.
Количество персонажей от 1 до 5.
В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний.
Старший возраст (5-7лет)
Содержание картины, может быть детям и не знакомо. С помощью картины детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний:
- труд взрослых
- дикие животные
- праздники.
Композиция картины сложная, то есть многоплановая.
Количество персонажей может быть достаточно большим.
В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов по картине.
14 слайд
Сегодня я с большим удовольствием хочу поделиться своей находкой по работе с сюжетной картиной, используя новый прием «Слепая картина».
Данный прием применяется на первом этапе знакомства с картиной – рассматривание, где дети преимущественно овладевают диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, описывать объекты, спрашивать.
Только в отличие от традиционного знакомства с картиной, ребенок ее не видит. Картина завешана листами-стикерами.
Для нас педагогов этот прием является необычным, но, думаю эффективным инструментом стимулирования познавательной активности ребёнка, средством радостного погружения малыша в мир знаний.
15 слайд
Постепенное открывание картины, во-первых, позволяет ребенку сконцентрировать внимание лишь на одном объекте, способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.
В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.
В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи — обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине.
16 слайд
Во-вторых, позволяет детям домысливать, предполагать предстоящие события или персонажи, тем самым развивается воображение, фантазия, память. Ребенок не знает, какой следующий объект находится под листом-стикером, но, например, если в картине открылся «волк», то дети начинают проводить аналогию: волк – дикое животное, живет в лесу, и предположить, что на картине зайчик, и сделать умозаключение - потому что волк голодный, он охотится.
Очень важно и ценно то, что эти ассоциации возникают в сознании ребенка самостоятельно, а не навязаны воспитателем.
17 слайд
В-третьих, дети рассуждают, объясняют и доказывают свои предположения, тем самым педагог развивает у детей не только речь, но и критическое мышление (рассуждать, логически думать, делать умозаключения).
Когда дети снимают последний листок-стикер, перед ними открывается полный образ картины. Дети могут узнать какое либо событие, отгадать праздник, или с легкостью дать название своей картине.
18 слайд
Сейчас я предлагаю вам побыть детьми и на практике применить данный прием.
Практическая деятельность.
- Я сегодня хочу познакомить вас с необычной картиной. Давайте вместе попробуем догадаться, что на ней изображено. Дам вам подсказку – открою один листок-стикер. Давайте будем отвечать предложением, с поднятием руки.
Что вы видите? Какое небо? Как вы считаете, есть ли ветер?
Какое время года на нашей картине? Почему ты так решил? Какие листья?
Далее по очереди педагоги открывают стикеры с картины и рассказывают о каждом объекте (небо, рябина, кормушка, девочка,).
Когда все стикеры открыты, педагоги должны догадаться, что это народный праздник – «Синичкин день».
Уважаемые коллеги, вы молодцы!
19 слайд
Закончить свой мастер класс хочу напутственными словами выдающихся и великих педагогов – новаторов:
Василий Александрович Сухомлинский: «Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится».
Константин Дмитриевич Ушинский:
«Педагог живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает педагог».
Я желаю вам, чтобы в вас всегда жил педагог, который будет учить себя, воспитывать и обучать детей.
20 слайд
Помните, чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое сейчас!
В вашем раздаточном материале лежат три кружочка. Хотелось бы получить от вас обратную связь.
Прошу вас высказать свое мнение о нашей встрече, об эффективности полученного материала для вашей работы.
Красный – не понравилось
Желтый – понравилось, но не все понятно (или сложно)
Зеленый – все понравилось, буду применять в своей работе.
Спасибо за внимание!