наталья логачева
Школа молодого педагога по теме «Технология речевого развития дошкольников с использованием метода «Слепая картина»»
МАСТЕР-КЛАСС
Технология речевого развития дошкольников
с использованием метода «Слепая картина»
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности по использованию современных интерактивных приемов в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с приемом «Слепая картина».
2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Публикация «Школа молодого педагога по теме „Технология речевого развития дошкольников с использованием метода „Слепая картина““» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2023
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Очень рада видеть вас на нашей очередной встрече!
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в работе по речевому развитию дошкольников.
2 слайд
Речь – один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем успешнее его обучение в школе.
3 слайд
Как говорил Феликс Алексеевич Сохин: «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же и совершенствует речь, учась мыслить».
В ФГОС дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.
В настоящее время развитие речи детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Это связано с тем, что сильно возросло количество детей с речевыми нарушениями.
4 слайд
Причинами нарушений могут быть не только наследственность, трудные роды, травмы, но иметь и социальные корни, с которыми мы в своей работе все чаще сталкиваемся.
Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико- грамматическими формами, имеют скудный словарный запас. Все это приводит к неумению строить связные высказывания.
Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада. Высшее достижение речевого воспитания дошкольников.
5 слайд
Виды речи:
- устная речь (высказывание в звуковой форме и понимание произнесенного на слух);
- письменная речь (использование системы символов, которые изображаются на материальном носителе)
6 слайд
По типу используемых средств общения (в зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится):
- вербальную (средство общения – слово);
- невербальную (язык тела – мимика, жестикуляция) и экстралингвистические приемы (паузы, изменения громкости, интонирование);
- кинетическая (передача мыслей с помощью системы знаков, связанных с различными конфигурациями пальцев – для людей, лишенных возможности слышать и говорить);
- знаковая (это смайлы, азбука Морзе)
7 слайд
Выделяют 4 основные функции речи:
- коммуникативная (связана с общением между людьми – передачей информации);
- познавательная (является основным механизмом накоплением человеческих знаний и передачи их новым поколениям);
- психодиагностическая (наблюдается за процессом говорения, собеседник понимает состояние говорящего, может составить портрет его личности);
- психотерапевтическая (подразумевает возможность словесно поддержать другого человек).
8 слайд
Мы остановимся с вами на коммуникативной. Она является основной функцией связной речи и осуществляется в двух формах.
Работа с залом.
-Какие это две формы, кто может ответить?
- диалог
- монолог
Работа с залом.
- Уважаемые коллеги, я уверена, что вы сейчас с легкостью ответите, что же такое диалог? Монолог?
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 МАСТЕР КЛАСС Технология речевого](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803585.jpg)
9 слайд
Главной особенностью диалогической речи является чередование говорения одного собеседника с прослушиваем и последующим говорением другого.
В диалоге может быть 2 и более собеседника, которые знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывании.
Для диалога характерны:
- разговорная лексика
- краткость
- недоговоренность
- используются простые и сложные бессоюзные предложения.
10 слайд
Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Это речь от одного лица. Требует длительного предварительного обдумывания.
Для монолога характерна:
- литературная лексика
- развернутость высказывания
- четкость
- полнота
- законченность
- логическая завершенность.
11 слайд
По данным научных исследований педагогов и психологов, установлено, что наиболее сензитивный период развития и становления связной речи у дошкольников является возраст с 5 лет.
Именно в этот период необходимо проводить целенаправленную работу.
Вам известно, что я работаю воспитателем уже давно, являюсь вашим наставником, но, несмотря на знания, и владением методик, я, так же как и вы продолжаю вести работу по самообразованию, самосовершенствованию, тем самым повышая качество своей работы, уровень своего педагогического мастерства.
В своей работе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы я использую как
12 слайд
- традиционные, так и
13 слайд
- инновационные технологии.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Познакомить педагогов с приемом Слепая картина](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803547.jpg)
Развитие связной речи ребёнка в данном возрасте решается через различные виды речевой деятельности:
- пересказ литературных произведений,
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,
- создание разных видов творческих рассказов.
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.
Существуют определенные требования к подбору картин. Я их подготовила вам в виде памятки.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Способствовать развитию профессионально творческой активности раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803644.jpg)
Памятка
Требования, предъявляемые к подбору картин
младший возраст (3-5 лет)
Содержание картины должно быть детям доступно, то есть на картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе):
- игры со знакомыми игрушками,
- домашние и дикие животные,
- детский сад,
- семья.
Композиция картины должна быть простой, т. е. одноплановой.
Количество персонажей от 1 до 5.
В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний.
Старший возраст (5-7лет)
Содержание картины, может быть детям и не знакомо. С помощью картины детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний:
- труд взрослых
- дикие животные
- праздники.
Композиция картины сложная, то есть многоплановая.
Количество персонажей может быть достаточно большим.
В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов по картине.
14 слайд
Сегодня я с большим удовольствием хочу поделиться своей находкой по работе с сюжетной картиной, используя новый прием «Слепая картина».
Данный прием применяется на первом этапе знакомства с картиной – рассматривание, где дети преимущественно овладевают диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, описывать объекты, спрашивать.
Только в отличие от традиционного знакомства с картиной, ребенок ее не видит. Картина завешана листами-стикерами.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Школа молодого педагога по теме Технология речевого развития дошкольников с использованием метода Слепая картина размещена в разделах Коррекционная школа интернат](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803716.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Материалы для педагогов Нарушение зрения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803733.jpg)
Для нас педагогов этот прием является необычным, но, думаю эффективным инструментом стимулирования познавательной активности ребёнка, средством радостного погружения малыша в мир знаний.
15 слайд
Постепенное открывание картины, во-первых, позволяет ребенку сконцентрировать внимание лишь на одном объекте, способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.
В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.
В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи — обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине.
16 слайд
Во-вторых, позволяет детям домысливать, предполагать предстоящие события или персонажи, тем самым развивается воображение, фантазия, память. Ребенок не знает, какой следующий объект находится под листом-стикером, но, например, если в картине открылся «волк», то дети начинают проводить аналогию: волк – дикое животное, живет в лесу, и предположить, что на картине зайчик, и сделать умозаключение - потому что волк голодный, он охотится.
Очень важно и ценно то, что эти ассоциации возникают в сознании ребенка самостоятельно, а не навязаны воспитателем.
17 слайд
В-третьих, дети рассуждают, объясняют и доказывают свои предположения, тем самым педагог развивает у детей не только речь, но и критическое мышление (рассуждать, логически думать, делать умозаключения).
Когда дети снимают последний листок-стикер, перед ними открывается полный образ картины. Дети могут узнать какое либо событие, отгадать праздник, или с легкостью дать название своей картине.
18 слайд
Сейчас я предлагаю вам побыть детьми и на практике применить данный прием.
Практическая деятельность.
- Я сегодня хочу познакомить вас с необычной картиной. Давайте вместе попробуем догадаться, что на ней изображено. Дам вам подсказку – открою один листок-стикер. Давайте будем отвечать предложением, с поднятием руки.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Обучение детей с нарушением зрения Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803803.jpg)
Что вы видите? Какое небо? Как вы считаете, есть ли ветер?
Какое время года на нашей картине? Почему ты так решил? Какие листья?
Далее по очереди педагоги открывают стикеры с картины и рассказывают о каждом объекте (небо, рябина, кормушка, девочка,).
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Речевое развитие детей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший мастер класс ноябрь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803909.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Активизировать познавательную деятельность участников мастер класса](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803922.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 слайд Добрый день уважаемые коллеги Очень рада видеть вас на нашей очередной встрече Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в работе по речевому развитию дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803935.jpg)
Когда все стикеры открыты, педагоги должны догадаться, что это народный праздник – «Синичкин день».
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 слайд Речь один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699803964.jpg)
Уважаемые коллеги, вы молодцы!
19 слайд
Закончить свой мастер класс хочу напутственными словами выдающихся и великих педагогов – новаторов:
Василий Александрович Сухомлинский: «Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится».
Константин Дмитриевич Ушинский:
«Педагог живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает педагог».
Я желаю вам, чтобы в вас всегда жил педагог, который будет учить себя, воспитывать и обучать детей.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699804014.jpg)
20 слайд
Помните, чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое сейчас!
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 слайд Как говорил Феликс Алексеевич Сохин Ребенок учится мыслить учась говорить но он так же и совершенствует речь учась мыслить](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-777165-1699804084.jpg)
В вашем раздаточном материале лежат три кружочка. Хотелось бы получить от вас обратную связь.
Прошу вас высказать свое мнение о нашей встрече, об эффективности полученного материала для вашей работы.
Красный – не понравилось
Желтый – понравилось, но не все понятно (или сложно)
Зеленый – все понравилось, буду применять в своей работе.
Спасибо за внимание!