Оксана Колченко
Школа для родителей. Памятка на тему: «Сенсорная интеграция»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-медико-педагогическая комиссия
МО Кореновский район
Школа для родителей. Памятка для родителей на тему :«Сенсорная интеграция»
Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаково важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Она питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, используются сенсорные игры и упражнения.
Темочки:
2. Стимуляция речевой активности:
Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Кроме стандартных игровых упражнений для гимнастики, можно использовать «пищевые игры». Итак, гастрономическая логопедия:
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
*Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
Не забываем про дыхание:
Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья, дуть на метелочки из елочного «дождика», на свечу.
Живая речь.
Постоянно рассказываем ребенку, что мы сейчас делаем, что видим вокруг. Ваш монолог складывается по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Старайтесь говорить медленно и простыми предложениями. Мамы — «тороторки» должны следить за собой. Возможно ребенок не успевает за вашим потоком речи. Инструкции от простого к сложному.
Игры — «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться чего-либо, взрослый изображает непонимание и вынуждает ребенка произносить хоть какие-то звуки.
Конечно, ребенок будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводиться регулярно.
Использование фольклора.
Народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный
эмоциональный заряд, стимулирует формирование аффективного воображения и речи. Это и народные игры, потешки, сказки. Содержащийся в них фольклорный материал способствует
овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.
Мелодичность нашего языка начинается со слов из двух слогов и ударением на 1 слог. ( типа: мама, баба, папа, каша, маша, бусы, шуба, дыня, кеды, вата и т. д.) С таких слов и следует начинать (методика Т. Н. Новиковой — Ианцовой, посмотрите на ее сайте. Я прилагаю музыку для пения таких слов, они как раз укладываются в нее. Но начинать надо просто со звуков и слогов (ААААА, потом МАМАМАМА и т. д.)
Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание.
Оно осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т. е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т. д. Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.
Кореновск