наталья сергеева
Школа для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа для родителей»
Цель : продемонстрировать родителям правильность выполнения артикуляционной гимнастики, отработку речевого материала дома, научить мышечной релаксации и элементам дыхательной гимнастики.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение и закрепление словаря по теме «Части тела». Закрепление навыков самостоятельного применения слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Активизация словаря, составление простых предложений с предлогом НА с демонстрацией картинок, изменение падежных конструкций. Обучение употреблению слов в родительном, дательном и предложных падежах.
Публикация «Школа для родителей» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: мольберт, спортивные коврики, два обруча, мыльные пузыри, кукла, разрезная кукла, картинки с одеждой, диск с записью сказки «Комар и конь», диск с музыкой для релаксации.
Ход «Школы для родителей» (родители сидят в зале) :
Здравствуйте! Рада вас видеть на нашей «Школе для родителей». «Школа» - это один из вариантов показать родителям чем, как мы занимаемся и почему именно так нужно работать или есть другие варианты.
На данном «уроке» мы продемонстрируем вам элементы самомоссажа (массаж в классической его форме я провожу индивидуально, так как он направлен на устранение патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата). Самомассаж направлен на выработку кинестетических ощущений, чтобы ребенок лучше чувствовал свой речевой аппарат, а артикуляционная гимнастика поможет ему легко контролировать позу, которую должны занять все органы артикуляции при произнесении определенного звука.
Для отработки позиций органов артикуляции мы пользуемся комплексом артикуляционной гимнастики. Такая «разминка» подготовит язык, губы, щеки для дальнейшей постановке звуков в индивидуальной работе.
Нам в работе так же помогает дыхательная гимнастика, чем длиннее, протяжнее, свободнее будет речевой выдох, тем ребенку будет проще «наложить» на него мысль, и он не будет испытывать дополнительных нагрузок при оформлении речи. Дыхательная гимнастика у нас будет проводится с вашей помощью. Вы должны будете повторят все за вашими детьми.
Так же покажем, как отрабатываем лексический материал. Тема у нас выбрана «Части тела». Сначала будем разгадывать загадки, которые вы будете загадывать ребятам. Но их отгадывание будет направлено не только на развитие внимания, мышления, эрудиции ребенка. В первую очередь я подбирала загадки, чтобы отгадки складывались в рифмы, а рифма нам нужна для развития фонематических представлений у ребенка, т. е. звуковых представлений, что направлено на различие звуков по глухости - звонкости, мягкости - твердости и т. д. У нас будет закрепление словоизменения по падежам, употребления слова с предлогом НА, отработка согласования числительных с существительными. Так же вы поможете нам сыграть в игру «Большой – маленький». Пример – у меня большие уши, а у тебя сынок маленькие. (ушки). Не буду вам рассказывать всего, лучше посмотрите на нашу работу, а после я попрошу вас задержаться на 5 минут и обсудить, задать вопросы.
Дети входят в зал колонной под музыку, встают рядом со стульчиками.
Логопед :
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся… Молодцы, садитесь на стульчики. Когда люди здороваются, значит они желают здоровья, правда? И мы с вами хотим быть здоровыми. Чтобы у нас были здоровыми (показать) руки, ноги, уши, нос и, конечно, язык. Чтобы разговаривать хорошо мы делаем массаж – АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ САМОМАССАЖ.
Демонстрация элементов артикуляционного самомассажа.
Ребята, а чтобы наши губы и язык были послушными – мы делаем АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ.
Комплекс артикуляционной гимнастики.
Ребята, мы с вами научились правильно дышать, а давайте проверим умеют ли делать это правильно ваши родители?
Соревнование с родителями на формирование правильного речевого выдоха :
- Давайте построимся в две колоны, в одной будут стоять ребята, а в другой - родители. Для того чтобы правильно выполнить упражнение надо сначала научиться правильно дышать. Вот ваши дети уже это умеют делать, и сейчас мы вас тоже научим. Кладите одну руку на живот, вторую на грудь, делая вдох, надуваем живот. Обращаем внимание на правильность выдоха – воздух набирается животом, выдох медленный, плавный, целенаправленный. Научились? Ну тогда давайте начинать. (пропевание ряда гласных на одном выдохе)
-А
-АО
-АОУ
-АОУЫ
Начинаем пропевание только гласных, но постепенно будем усложнять речевой материал - слоги, слова, фразы.
Пока идет игра с мыльными пузырями, воспитатель высаживает на стульчик за спинами воспитанников куклу, когда дети освобождаются - привлекает их внимание:
- Ребята, а к нам пришла сегодня в гости кукла Оля и хочет вам загадать загадки:
Загадки (загадывают родители) :
=Оля слушает в лесу как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Оле… (ушки).
=Оля ягоды берет по 2-3 штучки,
А для этого нужны нашей Оле … (ручки).
=Оля орешки грызет, падают скорлупки,
А для того нужны нашей Оле … (зубки).
=Оля смотрит на кота, на картинки, сказки,
А для этого нужны нашей Оле… (глазки)
Какие вы молодцы, отгадали все загадки которые были о частях тела, потому что вы дружные ребята, а вот Оля наша одна, давайте ей сделаем подружку (подвести воспитанников к мольберту). Ребята посмотрите, у нас на мольберте есть голова, давайте добавим еще части тела, чтобы получился человечек. А что нам надо ему добавить? (ноги, руки, туловище). У нас получилась девочка, давайте дадим ей имя (придумать с детьми имя).
Родители, обратите внимание, что на таких заданиях мы не только закрепляем материал, но и прорабатываем ориентировку тела в пространстве. Только не делайте ошибок с демонстрацией частей тела, ребенок в этом возрасте еще не может отдеференцировать зеркальное отражение вашего показа.
Ребята, а что наш человечек будет делать ручками, а ножками, а шеей?
Давайте и мы :
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Шеей мы покрутим
Послушными мы будем!
Посмотрите, вот у меня еще есть картинки – туфли, шарфик, шапочка, варежки, давайте мы каждой вещи найдем свое место. Родители, в данном задании мы закрепляем употребление в речи ребенка предлога НА, изменение слова по падежам. Ребята, туфли обуем НА …ноги, шарфик мы повяжем НА….Теперь тепло нам будет? Тепло будет нашим…НОГАМ, РУКАМ, нашей ГОЛОВЕ, нашему ТУЛОВИЩУ …
Ребята, а давайте посчитаем сколько у нас с вами носов… Настя, посчитай сколько ног и мальчиков… (2-3 упражнения на согласование числительных с существительными).
Ребята, наши куклы маленькие, а я большая, и у меня большие глаза, а у куклы маленькие ГЛАЗКИ, правда? А давайте подойдем поближе к родителям и поиграем с ними в «Большой – маленький» (игра с родителями).
Хорошо,а теперь предлагаю родителям посмотреть сказку, а ваши дети сейчас вам ее покажут.
Физкультминутка под музыкальную сказку «Конь и комар» (воспитанники повторяют движение под музыкальную мини-сказку за учителем-логопедом).
Комплекс на релаксацию (начинает и заканчивает учитель-логопед, а в середине читают слова родители) в положении лежа:
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена…
И расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется,
Дышится легко…ровно…глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза, проснуться!
Вот пора нам и вставать!
Бодрый день наш продолжать!
Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо себя вели, а родители вас благодарят, что вы их научили как правильно заниматься дома!
Дети уходят в группу.
Обсуждение с родителями.