Галина Яндукина
«Широкая Масленица». Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С давних времён Масленица самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось по строго расписанному порядку.
Итак, начинается Масленица в понедельник.
1-й день недели
Понедельник называется «Встречей Масленицы»
Здравствуй,Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
Публикация «„Широкая Масленица“, Беседа с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!
Ой, да масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица
Широкая, погости недельку,
Недельку!
Вот такие песенки распевали девушки, парни, брали соломенное чучело – Масленицу и ходили с ним по деревне.
Второй день – вторник- звался «заигрыш»
В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катание с горки, воздвигались снежные городки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Проводится игра «Утка и селезень»
Играющие становятся в круг, в середине ребёнок- «утка», за кругом- «селезень», который как в игре «Кошка и мышка» ловит утку.
Стоящие в кругу поют песенку:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую.
Поди утица домой,
Поди серая домой,
У тебя семеро детей
Восьмой селезень.
Третий день Масленицы – среда- «Лакомка» («сладкоежка»)
В этот день лакомились блинами и другими масленичными явствами. Блины были символом Масленицы. Почему? На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символами богатства.
Четверг – четвёртый день масленицы – слыл разгульным и назывался «широкий четверг» или «разгуляй-четверг»
На этот день приходилась середина веселья и гульбы.
Ширкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
В это день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы.
Пятый и шестой день – пятница и суббота - были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.
Пятница- «тещины вечера», суббота – «золовкины посиделки» У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаниями.
Масленица, Масленица!
Блинам попеканщица!
Пришла раненько,
Встретим мы тебя хорошенько,
Сыром, маслом и блином,
И румяным пирогом!
В воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был обычай «проводов зимы», «прощание с Масленицей» : сделанное чучело из соломы выносили на улицу и сжигали его – так вот прощались с Масленицей….
Масленица- блиноедка,
Накормила людей,
И сама – за плетень!
Полизала сыр и масло,
А сама и погасла.
Как только разгорался костёр, все кричали:
Масленица загорела
Всему миру надоела!
Потом пели дети:
Обманула, провела,
Годика не дожила-
До поста довела- сама удрала!
Масленица воротись!
В Новый год покажись!
Песня смолкала. Догорал костёр. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водили хороводы, играли в игры.
В воскресенье «прощёный день» - все друг у друга просили прощения со словами: «Простите христа ради…», обменивались подарками (пряниками, печеньем, конфетами и т. д.) Затем целовались. Всю неделю в масленицу люди объедались, лакомились. И вот после Масленицы начинался великий пост, когда уже не ели ни блинов, ни мяса, ни молока, сыра, пирогов, масла, а только: грибы, овощи, орехи- постную пищу. И пост длился до Пасхи. А что такое Пасха, я расскажу вам в следующий раз.
Игры на Масленицу.
«Арина»
По считалке выбирается Арина
Считалка: Теля- меля, ты Емеля-
Третий бас.
Поводи-ка ты за нас!
Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:
Долгая Арина,
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Своё имя- укажи.
Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает – того должна узнать.
Огородник и воробей
По считалке выбирается воробей
Считалка: Тани, Вани, что за вами?
Вы стоите все столбами?
Там за вами лавка есть,
На неё надо присесть.
Поскорее все бегите,
А ты мальчик поводи!
Дети становятся в круг. Воробышек влетает в «огород» (в круг). Огородник- за кругом.
Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопель,
Ни своих, ни чужих, ни соседовых.
Огородник ловит воробья. Дети воробья впускают и выпускают в круг и из круга, а огородник может ловить его только за кругом
Салки на одной ноге
Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладёт предмет.
На слова «раз, два, три, смотри», дети открывают глаза. Ребёнок, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка» Игра повторяется.
Правила:
1. Если ребёнок устал, он может прыгать поочерёдно то на правой, то на левой ноге.
2. 2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. 3. Салка тоже прыгает на одной ноге.
Горшки.
Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садиться на землю в кружок. Другая команда- хозяева. Они становятся за горшками. Один из детей изображает покупателя, он становится за горшками. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает:
- почём горшок?
- По денежке
- А он не с трещиной?
- попробуй.
Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:
- Крепкий! Давай сговор!
Хозяин и покупатель протягивают друг другу руки, напевая:
- Чичары, чичары, собирайтесь гончары по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!
Со словом «Вон!» и хозяева и покупатели бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному горшку- становится хозяином. А опоздавший делается водящим.
Гуськи.
Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится дедка, выбирают его по жребию, в руках у него бумажка и платок. Дедка машет платком, дети начинают петь.
Сошлись гуси- гусаки-
Вокруг дедки у реки,
Стали гоготати,
Дедке кричати:
«Дедка, дедка, пощади,
Нас гусяток не щипли,
Дай нам платочек,
Денег мешочек»
Дедка даёт одному из играющих бумажку и говорит;
На, сумочку подержи,
Денежки не оброни.
Другому он отдаёт платок и говорит:
На платочек подержи,
Мне головку завяжи,
Раз 15 поверни.
Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку. Раскручивание деда и передачу бумажки прекращают одновременно. Дети кричат дедке:
Дедка, слепой,
Бумажка пропала!
Кому попала?
Дедка старается угадать кому попала бумажка. Если он угадает, то дедка тот, у кого была бумажка