Наталья Петрова
Сценарий праздника «Широкая Масленица» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника (старший дошкольный возраст
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Материал для участия в конкурсе
лучшего сценария народного (национального) праздника
Номинация «Сценарий праздника»
Название сценарной разработки
«Широкая масленица»
Публикация «Сценарий праздника „Широкая Масленица“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2022
Возрастной адресат : старший дошкольный возраст
(5-6 лет)
Составители:
Нарваткина Раиса Викторовна,
воспитатель, первая квалификационная категория
Петрова Наталья Викторовна,
воспитатель, первая квалификационная категория,
Саранск 2019 г.
Пояснительная записка
Актуальность проведения праздника «Широкая масленица!» вызвана необходимостью ознакомления детей дошкольного возраста с бытом, культурой и традициями русского народа.
Проведение данного праздника поможет педагогическим работникам привлечь внимание обучающихся к традиционным обычаям празднования Масленицы, заинтересовать детей историей русского народа, показать значимость изучения культурного наследия.
Источником составления данного сценария данного опыта послужили ежегодные масленичные мероприятия, проводимые в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6».
Методическую разработку праздника могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций. По форме проведения праздник «Широкая Масленица!» является народными гуляниями с традиционными русскими забавами и состязаниям.
Цель: приобщать детей к народным традициям, вовлечь родителей в совместное творчество с детьми.
Задачи: развивать интерес детей к театрализованным представлениям; воспитывать любовь к народному творчеству; вызвать положительные эмоции у детей и родителей; создавать праздничное настроение; продолжать привлекать родителей к участию в жизни детского сада; способствовать развитию доброжелательных взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями
Предварительная работа: разучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы.
Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого праздничного мероприятия дети приобретут новые знания, узнают новые игры, стихи, традицию и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детских – родительских отношений.
Место проведения: МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 6», музыкальный зал.
Реквизит: платки, кепки, фартуки, обручи, самовар, чай, скатерть, салфетки, варенье, баранки, мед, убранства, коврик в народном стиле, чучело Масленицы, бумажные цветы, ватман, фломастеры.
Целевая аудитория: Дети младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Действующие лица: дети, родители, воспитатели.
Ход мероприятия
Звучит композиция песни «Весну звали» В. Осошник – Н. Осошник, воспитатели строят детей в один большой хоровод. Музыка приглушается.
Ведущий: Что за праздник на дворе?
Обратимся к детворе!
Неспроста они уж тут,
Пусть нам праздник назовут!
Дети: Масленица!
Ведущий: Всю неделю мы гуляем,
Всех блинами угощаем!
Зимний холод провожаем,
Солнышко с весной встречаем!
Ведущий: А чтобы встретить праздник, что нам нужно?
Дети и родители: Веселиться, радоваться да хороводы водить.
Ведущий: Ребята, мне кажется, я что-то слышу.
Ведущий: Идёт, Масленица Дорогая
Наша гостьюшка годовая.
Ведущий: Ребятушки, поздороваемся с Масленицей! ( здороваемся хором: «здравствуй, Масленица!»). Пришла она к нам с песнями, играми, плясками – зиму прогонять да весну встречать!
Ведущий: Ну-ка, маленький народ!
Заведем - ка хоровод!
Волшебство произойдет!
В гости праздник к нам придет!
Ведущий: Ребята, давайте встанем в хоровод и споём русскую народную песню «Как вставала я ранёшенько».
Ведущий: Целая неделя Масленицы посвящена различным гуляниям. Масленицей провожают зиму, встречают весну.
Ведущий: История масленицы очень долгая, а наличие всевозможных традиций сделало этот праздник одним из самых любимых в народе.
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем!
А любимые бабушки пекут вкусные оладушки.
Давайте, ребята, споём народную песню «Бабушка, испеки оладушки».
Хоровод с простыми танцевальными движениями, которые показывают воспитатели.
Ведущий: Зима не хотела уходить, и чтобы навредить весне сломала все весенние цветы, помогите весне собрать цветы на полянке.
Игра «Помоги весне собрать цветы» (с участием родителей)
Бумажные цветы разрезать на лепестки и сердцевины, разложить на полу в беспорядке. Игроки по сигналу собирают цветок, каждый свой и выкладывают его на полу (полянке).
Ведущий: Ребята, какая красивая полянка у нас получилась!
А для того, чтобы цветы на полянке хорошо росли, нужно, чтобы солнышко светило ярко-ярко!
Давайте сыграем в игру «Солнышко»
Игра «Солнышко»
Для этого конкурса понадобятся два листа (ватман, на каждом листе нарисован большой круг (будущее солнышко) и пару фломастеров желтого цвета. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышку столько лучиков, сколько ребят в команде.
Ведущий: Какое яркое солнышко получилось у первой и у второй команды. Молодцы, ребята!
А теперь отгадайте загадку!
Круглый, теплый и румяный
Очень вкусный со сметаной!
Угощаем всех гостей,
И друзей, и детей! (Блин)
Ведущий: А сейчас наши ребятки станцуют песню-танец «Поссорились и помирились», слова Вадим Сыван, Музыка Т. Вилькорейской.
Ведущий: А вот все блины с нашего праздника утащила к себе Баба Яга, надо принести их обратно!
Игра: «Собери блины, которые утащила баба яга»
Это эстафета для команд, необходимо 2 обруча и блины – круги, вырезанные из желтого картона.
Предыстория: Баба Яга утащила все блины с нашего праздника, надо принести их обратно. А до избушки бабы Яги можно только долететь. (Дети с родителями заходят в обруч и вместе бегут, «избушки» - стула, на котором лежат блины, берут блин, и возвращаются. Складывают блин в корзину, или на красивое блюдо, и передают обруч следующему игроку.)
Ведущий: Веселье и смех у нас лучше всех!
Будем бусы собирать!
Выходи баранки собирать!
Эстафета «Собери баранки» (совместно с родителями)
Дети с родителями нанизывают баранки на верёвочку, кто быстрее справится.
Ведущий: Молодцы ребята! Как весело играете!
Что за праздник - объеденье!
В этот день печем блины. 1
Их помажем мы вареньем.
До чего ж они вкусны!
Ведущий: Наши девочки споют частушки про блины и масленицу.
Ведущий: А теперь пришла пора испробовать настоящих теплых блинчиков!
Под музыку дети садятся за столы вместе с родителями и угощаются блинами.
Ведущий: Ох, как славно мы с вами играли, веселились, водили хороводы! Весело с вами весну встречать! Но пора нам, ребята, с Масленицей прощаться! Давайте хором, дружно:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
Масленица уезжает (увозит Вед.) Дети прощаются с ней.
Ведущий: А теперь, детвора, всем расходиться пора, в игры играть, да веселье продолжать (звучит композиция «Масленица»).
Литература:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2014;
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : «Школьная Пресса», 2015г;
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши. – М., Просвещение, 2016;
4. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. – ООО «Гном-Пресс», 2016;
5. Программы «Детство», разработанной коллективом авторов под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016;
6. Региональный образовательный модуль «Мы в Мордовии живем» / О. В. Бурляева и др. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2015
7. Обряды и фольклор мордвы-мокши: теория и практика проблемы / В. И. Рогочёв, А. Д. Шуляева, С. В. Богдашкина; под. ред. Б. Ф. Кевбрина, О. Е. Полякова. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2017;
8. Пинясов, Я. М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказки / Я. М. Пинясов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2018.
Методические рекомендации.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Мы поставили перед собой цель приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».
Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Приложение №1
Частушки
1. Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.
2. Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.
3. Веселись, честной народ,
В гости Маслена идёт!
От души её встречай,
Всех блинами угощай!
4. Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
Да блиночки кушали!
Приложение №2
Песня - танец «Поссорились и помирились».
сл. Вадим Сыван, муз. Т. Вилькорейской
1. Раз ладошка, два ладошка -
Хлопают малышки.
Покружились (2 р.)
Наши шалунишки.
Погрози (3 р.) немножко,
Рассердись,
Отвернись,
Громче топни ножкой.
2. Грустно мне, скучно мне,
Не хочу сердиться.
Чтобы петь и плясать
Нужно помириться
Посмотри (2 р.)
На меня, дружочек,
Посмотри,
Улыбнись,
Потанцуй разочек
3. Раз ладошка, два ладошка -
Хлопают малышки.
Покружились (2 р.)
Наши шалунишки.
Ты на ушко мне шепни,
Расскажи, дружочек,
Посмотри,
Улыбнись,
Обнимись разочек.
Приложение №3
«Бабушка, испеки оладушки»
народная песня
1. Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.
2. Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка румяные,
Как бабушка румяные.
Приложение №4
«Как вставала я ранёшенько».
русская народная песня
1. Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрё шенько:
Припев:
Пришла к нам масленица
Принесла блинов да маслица!
2. Как стояла я у жаркой печи,
Выпекала кренделя и калачи,
Припев: тот – же
3. С калачами блины – шанежки
Для милого друга Ванюшки!
Припев: тот – же
4. Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.
Припев: тот - же
5. Будем вместе хороводы водить,
Надо нам еще и зиму проводить!
Припев: тот - же
Фото отчёт