Вахрушева Елена
Шашки — игра и зарядка для ума
▼ Скачать + Заказать документы
Инструктор по физической культуре
МБДОУ №284 г. Ижевска
Вахрушева Елена Валерьевна
(высшая квалификационная категория)
Шашки – игра и зарядка для ума
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Публикация «Шашки — игра и зарядка для ума» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий.
Нет необходимости доказывать очевидную пользу игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Играя в шашки, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, умение анализировать, логически мыслить.
В нашем детском саду №284 я руковожу кружком «Шашки-малютки» на протяжении 6 лет. В нашем городе проходит спартакиада среди дошкольников «Малыши открывают спорт», и одним из вида спартакиады являются шашки. Я провела анкетирование среди родителей и вышла на родительские собрания, было много желающих научить своих детей игре в шашки. Так появился кружок «шашки-малютки». Я учу играть детей в русские шашки. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Научить детей хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Цель игры направлена на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие у детей интегративных качеств, обеспечивающих им социальную успешность, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Игра в шашки решает следующие задачи:
Обучающие:
-обучение основам шашечной игры;
-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
-воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
-воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
-выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
-развитие стремления детей к самостоятельности;
-развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
- обогащает детскую фантазию. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращения обыкновенной доски и шашки в волшебные, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Правила игры в шашки :
У каждого игрока 12 простых шашек, занимающих в начальной позиции темные поля первых трех горизонталей, ближайших к игроку.
-Первый ход делают белые.
-Шашки ходят по клеткам темного цвета, по диагонали.
-Простая шашка бьет вперед и назад, дамка ходит и бьет на любом поле диагонали.
-Во время боя простая шашка может превратиться в дамку и продолжить бой по правилам дамки.
-При наличии нескольких вариантов боя можно выбрать любой из них.
Я, как руководитель кружка «Шашки-малютки» планирую свою деятельность с детьми в соответствии с содержанием работы:
-Ознакомление с историей шашечной игры;
-Обучение игре в шашки;
-Активное использование в совместной деятельности настольных игр и игр на логическое мышление;
-Индивидуальные игры с детьми;
-Парные игры дошкольников;
-Организация и проведение шашечного турнира в детском саду между старшими и подготовительными к школе группам;
- Участие в районных и городских соревнованиях.
Мы начинаем обучение детей игре в шашки с пяти лет. В этом возрасте внимание дошкольников становится устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть последствия своих действий и поступков, а также действий и поступков других людей. Срок реализации обучения составляет 2 года. Количество детей в группе – 10 человек (в среднем). Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 мин. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках.
Вся работа по обучению игре в шашки строится по принципу «последовательности».
-познакомить с историей возникновения игры;
-продемонстрировать доску, шашки черного и белого цвета;
-научить правильно расставлять шашки на игровом поле;
- объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре)
-четко сформулировать суть игры.
После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Планировать каждое занятие нужно таким образом, чтобы чередовалось несколько видов деятельности:
-теория (знакомство с новым материалом);
-практика (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры, решение простых шашечных задач);
-игра (игры соревновательного характера).
В ходе игры детей нельзя торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо ребенок сам несет за них ответственность. В случае поражения необходимо научить дошкольников относиться к нему спокойно и выдержанно, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него все получится, что вы в него верите. Поражение в игре – это тоже результат, это является уроком и опытом.
Важным условием работы является организация взаимодействия педагогов, родителей и детей. Для этого в саду мы совместно с воспитателями и специалистами ДОУ проводим открытые занятия по игре в шашки, мастер – классы, шашечные турниры.
Для консультирования и мотивирования родителей воспитанников я использую: информационные стенды, буклеты, памятки.
В группах созданы шашечные уголки, где дети могут ознакомиться с историей шашек, рассмотреть альбом с чемпионами по «Русским шашкам», просто поиграть в шашки.
В летнее время, когда дети большую часть времени проводят на улице, шашечное пространство создается на улице.
Для работы с детьми мною созданы различные презентации для детей «Игра в русские шашки», «Наши чемпионы», «Учусь играть в шашки».
Обучение шашечной игре является непростым и трудоемким процессом. Поэтому важно убедить дошкольника: достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости и трудолюбии. Без воспитания в себе воли нельзя добиться серьезных результатов.
Обучившись игре, дети умеют мысленно рассуждать при каждом очередном шаге, анализируют правильные и ошибочные ходы, предвидят ходы соперника, строят шашечные комбинации, а также из множества ходов выделяют самый верный и целесообразный.
Опыт работы показывает, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые включают в себя минимум теории и максимум практики. Главное, чтобы процесс обучения проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить с новым материалом необходимо в простой и доступной для дошкольников форме. Принцип «от простого к сложному» является основой обучения.
Поэтому всегда к концу года мы проводим соревнования по шашкам между воспитанниками дошкольного учреждения. Дети награждаются дипломами, медалями.
А самые сильные игроки участвуют в районных и городских соревнованиях. Наших детей каждый год приглашают участвовать на призы А. Р. Чижова в школу шашек. После выпуска из детского сада, многие наши ребята продолжают свою шашечную карьеру и в школах, они приходят к нам в гости и делятся своими успехами.