Екатерина Дурностук
Сетевое взаимодействие ДОУ и библиотеки
▼ Скачать + Заказать документы
«Сетевое взаимодействие ДОУ и библиотеки»
Сетевое взаимодействие в области образования сегодня – инновационная технология, которая позволяет образовательному учреждению развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Для эффективного решения задачи привлечение детей среднего и старшего возраста к художественной литературе нами был заключен договор о взаимодействии ДОУ с Городской библиотекой №1 г. Ершова. В соответствии с законом «Об образовании РФ» глава 2 статья 15 часть 1 273 – ФЗ от 29.12.2012 года сетевое взаимодействие. «Сетевая форма реализации программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций осуществляющих образовательную деятельность». Так возник наш проект «Читающее детство».
Публикация «Сетевое взаимодействие ДОУ и библиотеки» размещена в разделах
К сожалению, у современных детей снижается интерес к чтению. Это происходит из-за недопонимания родителями всей важности и необходимости данного процесса в становлении личности ребенка, а также безграничным влиянием средств массовой информации. Дети стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, а также медленнее развивается навык осмысленного чтения, что необходимо в школьной жизни.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей читательской деятельности ребенка. Поэтому перед нами как перед организаторами работы с детьми встала задача – найти интересные формы работы по привлечению детей дошкольного возраста к чтению, а также привлечь к этому родителей.
Основной целью проекта является: Привлечение детей среднего и старшего дошкольного возраста к художественной литературе. Для достижения данной цели наметили ряд задач:
- Расширять знания детей о творчестве детских поэтов и писателей.
- Формировать интерес к литературным произведениям различных жанров.
- Создать условия для формирования и совершенствования информационной и коммуникационной компетенции дошкольников.
- Развивать эмоционально образное восприятие литературных произведений.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
- Активизировать работу родителей с детьми во внеклассном и семейном чтении.
Также были разработаны программные мероприятия, рассчитанные на каждый месяц учебного года. Форма работы с детьми была выбрана в зависимости от репертуара и темы: литературная игра, литературное путешествие, викторина, поэтический концерт, громкое чтение, районный конкурс чтецов и др.
В группе были созданы необходимые условия для приобщения детей к книге и чтению. Был оформлен книжный уголок, заведены формуляры, а также создана передвижная книжная библиотека, для этого придумана нетрадиционная форма «Сказочный рюкзачок». Суть этой формы работы в том, что в группу передается «Сказочный рюкзачок», это яркий ранец, в который помещаются новые детские книги. Сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели. Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы. Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению в группе, оформляются выставки рисунков (Православная книга, Любимый книжный герой) и поделок, фотовыставки (Читающая семья, проходят акции (Книга на память, Подари малышке книжку).
Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке».
Вся работа по ознакомлению детей с новой темой проводилась в детском саду. Поделки, рисунки и задания дети выполняли дома с родителями. Очень важная и ответственная миссия досталась и библиотекарям – они организовывали и проводили ознакомительные, развлекательные мероприятия в библиотеке. Дошкольники – особая категория, работа с ними – дело интересное, но в то же время, требующее от библиотекарей дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребёнка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие.
Работа воспитателя и библиотекаря велась в профессиональном тандеме. Так, например, при изучении творчества Геннадия Снегирева дети познакомились с литературными произведениями о животных и птицах. А произведение «Маленькая собачка Соня» Андрея Усачева так понравилось всем детям что, что эту книгу мы в группе мы стали не только читать, но и рассказывать. Рассказывали дети самостоятельно, помогали и подсказывали друг другу. Это длинное произведение, разбитое на главы. Где в каждой главе описывается какое – ни будь приключение маленькой собачки по имени Соня. Так же интересно прошло наше литературное путешествие по творчеству Виталия Бианки. Дети с удовольствием путешествовали по «Волшебной полянке Бианки» слушали и узнавали голоса птиц, отгадывали загадки, помогли Муравьишке, правильно расставив насекомых в том порядке, как они помогали ему добраться до дома. А произведение Татьяны Александровой «Домовенок Кузька» запомнилось не только детям, но и родителям. Предоставленные библиотекой книги родители брали домой, и читали детям дома.
Все мероприятия проходили познавательно, оживленно и весело. На прощание библиотекарь давала детям обязательные домашние задания, а дети с удовольствием его выполняли.
Так в рамках «домашнее задание» мы изготовили вместе с родителями книжки – малышки, в детском саду были проведены целевые прогулки, где дети познакомились с птицами, населяющими наш город в разное время года, через произведение В. Бианки «Синичкин календарь».
Так в рамках работы над программой дети не только познакомились с произведениями разных авторов, но и познакомились с правилами поведения в общественных местах. Теперь детям хорошо известно не только то, что в библиотеке нельзя шуметь, но и почему этого делать нельзя. Что дает людям библиотека, и какой ее вклад в образование.
Нужно сказать честно - ни один ребенок группы не ходил с родителями в детскую библиотеку. Первая экскурсия в детскую библиотеку сама по себе произвела на детей неизгладимые впечатления. А когда из обычного посещения библиотеки превратилась еще и в разного рода путешествия и викторины дети были в полном восторге. А когда за правильные ответы по задумке библиотекарей дети начали получать поощрительные призы, внимание к проходимой теме со стороны детей увеличилось. Дети с интересом и намного внимательнее стали относиться к материалу и заданиям. От многих детей можно было услышать пересказ произведений родителям, а затем соответственно и задания которые они должны были приготовить. Да и родители, видя заинтересованность детей стали больше внимания уделять детям, чтению и выполнению домашних заданий. Следовательно, тем самым работая над проектом «Читающее детство» мы не только выполняли задуманные программой задачи, но и подготавливаем детей к школе.